СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Аллегория - троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.д
Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием (Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. Пушк.).
Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах (Ты богат, я очень беден, //Ты прозаик, я поэт. Пушк.).
Антонимы - слова, имеющие противоположные значения (твердый - мягкий, молодость -старость, уважать - презирать, здесь - там и т.д.).
Анафора - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, т.е. стиха, строфы, прозаического отрывка (Не напрасно дули ветры, I/ Не напрасно шла гроза. Есенин.).
Архаизмы - устарелые для определенной эпохи, вышедшие из употребления языковые элементы (слова, выражения, аффиксы), замененные другими (живот -> жизнь, лицедей - актер, зерцало \ -> зеркало, пастырь -> пастух и др.).
Бессоюзие - стилистический прием, основанный на бессоюзном употреблении однородных членов предложения или частей, сложного предложения [Швед, русский колет, рубит, режет. Пушк. Волков бояться - в лес не ходить. Посл.).
Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления (В сто сорок солнц закат пылал. Маяк,).
Градация - стилистическая фигура, состоящая в расположении слов в порядке усиливающегося или уменьшающегося значения {Осенью ковыльные степи... получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Акс. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. Берг.).
Диалектизмы - словаг получившие распространение в определенной местности {кочет - литер, петух, качка ~ литер, утка, баить, гутарить - литер, говорить, гарбуз - литер, тыква).
Именительный представления - вынесение существительного, обозначающего предмет мысли на первое место в высказывании для особенного выделения с последующим его дублированием личным или другим местоимением {Любовь.-.каждый представляет ее себе по-своему, у каждого свои воспоминания).
Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении с целью увеличить выразительность речи {Выхожу один я на дорогу... Лерм,).
Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки {Отколе, умная, бредешь ты, голова?-так, встретяся с ослом, лиса его спросила.
Историзмы- - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали (боярин, дьяк, опричник, коллективизация, чекист).
Литота -- стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении (...А сам с ноготок. Н/кр.).
Метафора -- троп, заключающий скрытое сравнение, образное сближение слои на базе их переносного значения (На нити праздного веселья I"/Низал он хитрою рукой //Прозрачной лести ожерелья //И четки мудрости златой(П).,
Метонимия - троп, основанный на обозначении предмета или явления по одному из его признаков (Из рук моих I/ Ветхий Данте выпадает. Пушк. Янтарь в устах его дымился. Пушк.).
Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов (Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Неологизм - слово или оборот речи, созданный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия (компьютеризация, пиар, межрегиональная депутатская группа).
Обращение - то или иное называние слушателей, часто с последующим употреблением глаголов во втором лице множественного числа (в начале речи и в другой ее части) (Друзья! Поймите меня: я выступаю по долгу совести).
Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, логически исключающих одно другое (горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание).
Олицетворение - особый вид метафоры, основанный на переносе признаков живых существ на неодушевленные предметы (О чем ты воешь, ветр ночной, //О чем так сетуешь безумно? Тютч.).
Омонимы - слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению (брак - "супружество" и брак - "испорченная продукция"; заставить мебелью и заставить работать).
Парадокс - высказывание, внешне построенное, на первый взгляд, как противоречащее здравому смыслу, ложный алогизм (Хочешь мира - готовься к войне).
Параллелизм - аналогия, сходство, общность характерных черт; в поэтике - одинаковое синтаксическое и интонационное построение следующих друг за другом предложений (Твой ум - глубок, как море, //Твой дух - высок, как горы... Брюс.)
Паронимы - однокоренные слова» близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (невежа - невежда).
Парцелляция - расчленение предложения с выводом за его пределы членов, контактирующих с ним в качестве отдельного неполного предложения и стилистически усиливающих основную часть (Я требую амнистии. Я требую, чтобы она была полной и всесторонней. Без оговорок. Без ограничений, Гюго).
Перифраз(а) - троп, состоящий в употреблении вместо собственного имени или названия описательного оборота (царь зверей вместо лев; черное золото вместо нефть; автор «Войны и мира» вместо Лев Толстой).
Простой повтор - использование одного слова дважды или трижды подряд (Зимы ждала, ждала природа. Пушк.).
Профессионализм -- слово или выражение, свойственное речи той или иной профессиональной группы (в речи моряков склянка - "полчаса", в речи шахтеров выдать на-гора - "поднять из шахты на поверхность земли" и т.п.).
Риторический вопрос - предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ (На кого не действует новизна? Чех.).
Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи (Мечты, мечты! Где ваша сладость? Пушк.).
Синекдоха - частный случай метонимии, стилистический оборот, состоящий в употреблении названия большего в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот: Все флаги (вместо корабли) в гости будут к нам. Пушк. Пикейный жилет (вместо человек в пикейном жилете)
Синтаксический параллелизм - см.параллелизм
Синонимы - слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или тем и другим (горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий; растратить, расточить книжн., растранжирить прост.).
Сравнение ~ троп, основанный на уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака (Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Лерм. Ее любовь к сыну была подобна безумию. Горьк.).
Тавтология ~ смысловая избыточность, заключающаяся в употреблении в одной фразе нескольких однокоренных слов (проливной ливень).
Термин - слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве (префикс, позитрон, дуэт, аккумулятор).
Троп ~ оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет (см. эти термины в алфавитном порядке).
Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю самому догадаться, что именно осталось невысказанным (Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. Пушк.).
Устаревшие слова - см. архаизмы и историзмы.
Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора (см. эти термины в алфавитном порядке).
Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание {бить баклуши, держать камень за пазухой, работать спустя рукава, щекотливый вопрос).
Функциональные стили - стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека. Обычно выделяют разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный стили.
Эвфемизм - смягчающее обозначение чего-нибудь, особенно неприличного, грубого (То, что вы утверждаете, не совсем точно вместо вы лжете).
Эпитет - художественное, образное определение (веселый ветер, мертвая тишина, седая старина, черная тоска).
Эллипсис ~ пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации (Офицер ~ из пистолета, Теркин ~ в мягкое штыком, Твард.).
Эпифора - стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, т.е. стиха, строфы, предложения (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Гог.).
АБЕРАЦИЯ – искажение чего-нибудь.
АБЗАЦ - отрывок текста от одной красной строки до другой.
АВТОБИОГРАФИЯ - произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
АВТОГРАФ - собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
АВТОР – реальная личность, создатель литературного произведения.
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ - иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
АКМЕИЗМ - литературное течение (неоромантизм) в русской поэзии начала XX века. Это название придумал Н.С.Гумилёв для обозначения творчества группы поэтов, в которую входили А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам и другие.
АКРОСТИХ - стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
АКТУАЛИЗМ - ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.
АЛЛЕГОРИЯ – вид иносказания. Отвлечённое понятие, воплощённое в конкретном образе: волк – жадность, лиса – хитрость, крест (в христианстве) – страдание и т.п.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
АЛЛЮЗИЯ – использование намёка на какой-нибудь хорошо известный факт вместо упоминания самого факта.
АЛЬМАНАХ - сборник литературных произведений различного содержания.
АМФИБРАХИЙ - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
АНАПЕСТ - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
АНАФОРА – повторение одних и тех же звуков, слов, или словосочетаний в начале каждой стихотворной строки.
АНЕКДОТ – жанр фольклора, короткий рассказ юмористического содержания с остроумной концовкой.
АНИМАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение, в котором описываются повадки и характерные черты животных.
АННОТАЦИЯ - краткое пояснение к содержанию книги.
АНОНИМ - 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
АНТИСИСТЕМА - системная целостность людей с негативным мироощущением.
АНТИТЕЗА - оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
АНТОЛОГИЯ - сборник избранных произведений разных авторов.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек "венец мироздания".
АПОСТРОФА - оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
АРХИТЕКТОНИКА - построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
АФОРИЗМ – краткое изречение, содержащее в себе оригинальную мысль, житейскую мудрость, нравоучение.
БАЛЛАДА - лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
БАСНЯ - небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием основанная на приёме иносказания, аллегории. От притчи или аполога басня отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования, например аллегорического романа, единством действия и сжатостью изложения.
БЕЗДНА - пустота или вакуум, не являющийся частью материального мира.
БЕЛЛЕТРИСТИКА - художественные прозаические произведения.
БЕЛЫЕ СТИХИ - стихи, не имеющие рифмы.
БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) - качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
БУРИМЕ - стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
БУРЛЕСК - шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
БЫЛИНА - русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.
ВДОХНОВЕНИЕ - состояние озарения, творческого подъема.
ВЕРЛИБР – свободный стих без формальных признаков (метра и рифмы), но обладающий некоторой ритмичностью.
ВЕРСИФИКАЦИЯ - система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.
ВИДЕНИЕ – описание путешествия по загробному миру в сопровождении ангела, святого; содержит религиозное или этическое поучение.
ВИРШИ - стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ – элементы композиции произведения, не развивающие действия: лирические отступления, вводные эпизоды и описания.
ВОДЕВИЛЬ – небольшая пьеса драматического жанра с интригой и комическими ситуациями любовного содержания.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ - силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
ВОЛЯ - способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору.
ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ - произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
ВУЛЬГАРИЗМ - грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
ВЫМЫСЕЛ - плод воображения, фантазии писателя.
ГЕКЗАМЕТР - стихотворный размер в античном стихосложении, в русском - шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ - лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
ГИПЕРБОЛА - стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ – фамилия персонажа, передающая важную черту его характера.
ГОЛЕМ - весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке Големе, созданном из глины для исполнения разных "черных" работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. обр. для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения.
ГОНОРАР - гонорар литературный - вознаграждение, получаемое литератором за его труд.
ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН – произведения жанра ужаса местом действия, которых является средневековый замок с призраками, дьявольскими силами и утверждающий непознаваемость мира и всемогущество зла.
ГРОТЕСК - изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
ГУМАНИЗМ – мировоззрение, при котором высшей ценностью объявляется человек во всех его проявлениях.
ДАЙДЖЕСТ – издание или книга состоящие из фрагментов или краткого изложения литературных произведений.
ДАКТИЛЬ - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
ДЕКАДЕНТСТВО – упадничество. Идеологическое явление рубежа XIX-XX вв. в основе которого лежало утверждение о наступлении эпохи упадка и угасания цивилизации.
ДЕТЕКТИВ – эпическое произведение, в котором происходит расследование преступлений.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - произведения разных жанров, предназначенные для детей.
ДИАЛОГ - разговор двух или нескольких персонажей.
ДИФИРАМБ - произведение восхваляющего характера.
ДОЛЬНИК - трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. Промежуточная форма между силлабо-тоническим и тоническим стихом.
ДУМА – лиро-эпический жанр украинского фольклора (баллада).
ЖАНР - исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания.
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС – лиро-эпический жанр; стихотворный монолог, повествующий о несчастной любви и любовных страданиях, с акцентом на переживаниях и муках влюблённого.
ЖИТИЕ - в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.
ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
ЗАГАДКА – жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ.
ЗАГОВОР – жанр фольклора; слова, имеющие магическое значение и призванные при помощи определённого сочетания оказать воздействие на материальный мир.
ЗАИМСТВОВАНИЕ - использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
ЗАКЛИНАНИЕ - жанр фольклора, магическая формула, призванная воздействовать на природу и человека; обычно сопровождается магическими ритуальными действиями.
ЗАКЛИЧКА – жанр детского фольклора; наивное поэтическое обращение к силам природы.
ЗВУКОПИСЬ – приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.п.).
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ - область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
ИДИОМА - свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности, например русские выражения "остаться с носом", "собаку съел" и т.д.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
ИДИЛЛИЯ - стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
ИМАЖИНИЗМ - литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов не связанных с реальностью. Участники этого течения утверждали необходимость и неизбежность "чистого искусства". К имажинистам относились С.А.Есенин, В.Г.Шершеневич и др.
ИМПРЕССИОНИЗМ - литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - создание произведений без предварительной подготовки.
ИНВЕКТИВА – вид пафоса, резкое обличение, выражающее ненависть автора к тем или иным явлениям и характерам. В отличие от сатиры не вызывает комизма и смеха.
ИНВЕРСИЯ - оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
ИНОСКАЗАНИЕ – непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей.
ИНТЕРЬЕР – описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Часто используется для косвенной характеристики персонажа.
ИНТОНАЦИЯ – синтаксическое построение относительно законченного фрагмента художественного текста (фразы, периода, строфы), указывающее на то, как должна звучать художественная речь в этом фрагменте.
ИНТРИГА - развитие действия в сложном сюжете произведения.
ИРОНИЯ - скрытая насмешка.
КАЛАМБУР – стилистический оборот ("игра слов"), основанный на использовании полного звукового совпадения различных слов и словосочетаний.
КАНТАТА - стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
КАНТИЛЕНА - небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
КАНЦОНА - стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
КАРИКАТУРА - шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.
КАТАРСИС – сильное эмоциональное переживание при восприятии литературного произведения. Катарсис рассматривается как обязательное следствие трагического в литературе.
КЛАССИЦИЗМ - литературное направление (течение) XVII - нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
КЛАУЗУЛА - заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
КЛИМАКС - вид градации, ряда выражений, относящихся к одному и тому же явлению; причем выражения эти располагаются в порядке повышающейся значимости, т. е. так, что каждое из них усиливает значение предыдущего ("нарастание").
КОДА - заключительный, добавочный стих.
КОЛЛИЗИЯ - столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
КОММЕНТАРИЙ - истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
КОМПОЗИЦИЯ - структура художественного произведения.
КОНТЕКСТ – "окружение", в котором создавалось и продолжало жить художественное произведение. Контекст может быть социально-историческим, биографическим, бытовым, литературным и т.п.
КОНТРАСТ - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
КОНФЛИКТ - столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
КОНЦОВКА - заключительная часть или эпилог литературного произведения.
КРАСОТА - комплекс форм, нравящихся без предвзятости.
КРИТИКА - сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
КРЫЛАТОЕ СЛОВО - меткое выражение, ставшее поговоркой.
КУЛЬМИНАЦИЯ - эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
КУПЛЕТ – строфа в песне, имеющей рефрен; обычно обладает законченным смыслом, сближаясь со стансами.
ЛАКОНИЗМ - краткость в выражении мысли.
ЛЕГЕНДА - в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
ЛЕЙТМОТИВ - образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом по схеме ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5. Лимерики в комически-иронической форме описывают какие-либо события, с кем-то происходящие.
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
ЛИТОТА – противоположность гиперболе. Намеренно неправдоподобное преуменьшение.
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА - дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.
МАГИЯ – совокупность действий, обрядов и словесных формул, имеющих целью воздействовать на материальный мир, изменять его, а так же устанавливать связи между реальным и ирреальным миром.
МАДРИГАЛ - лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания, выражающее восхищение кем-либо.
МАКАРОНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – сочетание в одной фразе двух и более национальных языков; может создавать комический эффект и служить средством характеристики литературного персонажа.
МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
МЕДИТАЦИЯ – лирическое размышление, сопровождаемое эмоциональным переживанием.
МЕЛОДИКА СТИХА - интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
МЕЛОДРАМА – драматический жанр, ориентирующий зрителя на сострадание, сочувствие героям.
МЕТАФОРА - использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
МЕТОД - основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
МЕТОНИМИЯ - замена в речи слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение.
МИНИАТЮРА - небольшое литературное произведение.
МИФ - древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
МОДЕРНИЗМ - направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
МОНОЛОГ - речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
МОНОРИТМ - стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
МОТИВ - в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
МОТИВИРОВКА - зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА – произведения, сюжет которых построен на научно-технических достижениях не опровергнутых, но и не доказанных наукой.
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА - созвучие, находящееся в начале стиха.
НЕБЫЛИЦЫ – жанр детского фольклора, шуточные стихотворения, в которых изображаются явные нелепости, неправдоподобные обстоятельства.
НЕОЛОГИЗМ - новое слово.
НОВАТОРСТВО - внесение новых идей, приемов.
НОВЕЛЛА – короткий рассказ с неожиданным окончанием.
ОБРАЗ - художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
ОБРАЩЕНИЕ - оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ – жанр фольклора. Часть ритуала при проведении свадебных, похоронных и др. обрядов.
ОДА - хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
ОКСИМОРОН – сочетание противоречащих по значению друг другу слов в одном образе.
ОКТАВА - строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних - смежной.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) - прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа "Евгений Онегин", состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
ОСТРАНЕНИЕ – описание привычного с неожиданной точки зрения.
ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ – отсутствие развязки произведения.
ПАНТОРИЗМ – стихотворение, в котором рифмуются все слова.
ПАЛИНДРОМ - "перевертень" - слово, фраза или стих, одинаково читающиеся слева направо и обратно.
ПАМФЛЕТ - публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
ПАРАФРАЗ – пересказ произведения или его части своими словами.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
ПАРОДИЯ - жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
ПАСКВИЛЬ - произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
ПАСТОРАЛЬ - стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
ПАФОС - ведущий эмоциональный тон произведения.
ПЕЙЗАЖ - изображение природы в литературном произведении.
ПЕРЕНОС (енжамбеман) - перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
ПЕРИФРАЗ - замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
ПЕРСОНАЖ - действующее лицо литературного произведения.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
ПОВЕСТЬ - средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОГОВОРКА - краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
ПОРТРЕТ - изображение в художественном произведении внешности персонажа.
ПОСВЯЩЕНИЕ - надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.
ПОСЛАНИЕ - литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
ПОСЛЕСЛОВИЕ - дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
ПОСЛОВИЦА – жанр фольклора, краткое, ритмически организованное и синтаксически завершённое изречение, содержащее суждения из области морали, философии, житейской мудрости.
ПОТЕШКИ – шутливые стишки, которыми родители сопровождают игры с маленьким ребёнком.
ПОУЧЕНИЕ - литературное произведение в форме речи познавательного характера.
ПОЭЗИЯ - художественное творчество в стихотворной форме.
ПРИБАУТКА - острое словцо или словосочетание.
ПРИТЧА - назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме. В отличие от басни объясняет отвлечённые, например, религиозные, проблемы.
ПРОБЛЕМА - вопрос, который исследуется писателем в произведении.
ПРОБЛЕМАТИКА - перечень проблем, затронутых в произведении.
ПРОЗА - художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
ПРОЛОГ - вступление в литературное произведение.
ПРОСТОРЕЧИЕ – слова присущие народной нелитературной речи. Речь малообразованных носителей языка.
ПРОТОТИП - реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
ПСЕВДОНИМ - вымышленное имя или фамилия писателя.
ПУБЛИЦИСТИКА - совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
ПУТЕШЕСТВИЕ - литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.
РАЁШНЫЙ СТИХ – разностопные строки скреплённые парной рифмовкой.
РАЗВЯЗКА - положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
РАЗМЕР СТИХА - число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
РАПСОД - странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
РАССКАЗ – художественное произведение малой формы, описывающее завершённое событие.
РАССУДОК - способность свободного выбора реакции при условиях это допускающих.
РЕДАКЦИЯ - один из вариантов текста произведения.
РЕЗОНЕР – "сторонний наблюдатель" в произведении выражающий авторскую точку зрения на события и действующих лиц.
РЕКВИЕМ – литературное произведение в форме прощания с погибшим.
РЕМАРКА - пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
РЕПЛИКА - ответ одного персонажа на речь другого.
РЕФРЕН - повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
РЕЦЕНЗИЯ – критический отзыв о каком-нибудь произведении. Рецензия бывает отрицательная или положительная.
РИТМ - систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
РИФМА - совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
РОД ЛИТЕРАТУРЫ - деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
РОМАН - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные
РОМАНС - небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
РОМАН – ЭПОПЕЯ – произведение, раскрывающее судьбу человека на фоне исторических событий, важных для всего народа.
РОНДО - восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
РУБАИ - формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
РЫЦАРСКИЙ РОМАН – средневековый жанр эпоса, повествующий о приключениях рыцаря, подчёркивающий идеализм феодальной эпохи.
САГА – жанр скандинавской и исландской эпической литературы; героическая эпопея, соединяющая стихотворные и прозаические описания деяний.
САРКАЗМ - язвительная насмешка.
САТИРА - художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
СИМВОЛИЗМ - литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
СКАЗ - способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
СКАЗАНИЕ (легенда) - художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ – жанр эпоса, создающий на основе фантастической условности мифологизированный художественный мир.
СЛОГ - звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
СМЕРТЬ - способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.
СОБЫТИЕ - разрыв системных связей.
СОНЕТ - вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья (катрены) и 2 трехстишья (терцеты).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - соответствие морали и этики.
СРАВНЕНИЕ - определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
СТАНСЫ - малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
СТИЛИСТИКА - раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
СТИЛЬ - совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
СТИХ - мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь, а так же одна строка в стихотворном произведении.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. -
СТОПА - в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
СТРОФА - сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
СЦЕНАРИЙ – переработка произведения для создания фильма, спектакля, мультфильма.
СЮЖЕТ - основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
ТАВТОГРАММА - стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы.
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - история создания художественного произведения.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - работа писателя над произведением.
ТЕМА - объект художественного отражения.
ТЕМАТИКА - совокупность тем произведения.
ТЕНДЕНЦИЯ - идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
ТЕРЦЕТ – стихотворная строфа, состоящая из 3 стихов (строк), рифмующихся между собой или с соответствующими стихами последующего терцета.
ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ - творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
ТИП - художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
ТРАГЕДИЯ – драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ТРАКТАТ – жанр научной литературы; законченное сочинение на научную тему, заключающее в себе постановку проблемы, систему доказательств её решения и выводы.
ТРИЛЛЕР – произведение вызывающее сильный стресс, ужас, отвращение и т.п.
ТРОП - оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ – жанр фольклора, песни, сопровождающие трудовые процессы; своим ритмом и эмоциональными установками способствующие облегчению труда.
УПРОЩЕНИЕ - уменьшение плотности системных связей.
УРБАНИЗМ - направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
УТОПИЯ - художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО (фольклор) – совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме; в них нет единой авторской позиции, место которой занимает ориентация на общенародный идеал.
ФАБУЛА – сюжетная основа литературного произведения.
ФАНТАСТИКА – изображение невозможного в реальной жизни.
ФЕЛЬЕТОН – Фельетон, в момент своего появления, листок в газете, специально посвященный вопросам театра, литературы, искусства. Сейчас, газетная статья с высмеиванием пороков общества.
ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ - необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
ФОЛЬКЛОР - совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
ФУТУРИЗМ - ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.
ФЭНТЕЗИ – творческий метод романтизма характеризующийся созданием произведений, основанных на мифотворчестве автора, имеющих ярко выраженное философское звучание.
ХАРАКТЕР - художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
ХОРЕЙ - двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
ХРОНИКА - повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.
ЦЕЗУРА – пауза в середине стиха (строки) поэтического произведения.
ЦИКЛ - ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.
ЧАСТУШКА - небольшое произведение (четверостишие) устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.
ЭВФЕМИЗМ - замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.
ЭЗОПОВ ЯЗЫК - иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
ЭКЛОГА - небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
ЭКСПОЗИЦИЯ - вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
ЭКСПРОМТ - произведение, созданное быстро, без подготовки.
ЭЛЕГИЯ - стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
ЭПИГРАММА - короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
ЭПИГРАФ - короткий текст, помещенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
ЭПИЗОД - одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
ЭПИЛОГ - заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
ЭПИТЕТ - образное определение.
ЭПОПЕЯ – героическое повествование описывающее значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.
ЭССЕ – произведение эпического жанра, содержащее субъективные, нетрадиционные рассуждения автора, не претендующие на исчерпывающую характеристику и глубокую изученность поднятой проблемы. Эссе отличается свободной композицией и установкой на образный, афористичный язык, на беседу с читателем.
ЮМОР – вид пафоса, основанный на комическом. В отличие от сатиры юмор не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением жизнерадостности, здорового оптимизма.
ЮМОРЕСКА - небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.
ЯМБ - двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.
Литературоведческие термины.
(изобразительно-выразительные средства языка или тропы).
Задание 2 в ЕГЭ по литературе и части В8 в русском языке.
Подготовлено учителем русского языка и литературы Парфеновой Н.В.
Термин Суть термина
| примеры |
Аллегория (от греческого «иносказание») изображение отвлеченного понятия при помощи жизненного образа. | В баснях, сказках: хитрость в образе лисы, жадность - в обличии волка: коварство – в виде змеи. (в сказках Салтыкова-Щедрина). |
Аллитерация Повторение одинаковых согласных звуков, звукосочетаний. | Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.Пушкин) |
Анафора Повторение одних и тех же элементов слова, слов в начале каждой стихотворной строки. | Не напрасно дули ветры Не напрасно
шла гроза. |
Антитеза Противопоставление | Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. |
Антонимы Слова с противоположным значением | Хороший – плохой Твердый – мягкий |
Архаизмы Вышедшие из употребления слова (старославянская
лексика) | Сей (этот), живот (жизнь), зерцало (зеркало), перст (палец), ланиты (щёки). |
Бессоюзие Бессоюзные сложные предложения. | Люди знали: где-то далеко идет война. Волков бояться – в лес не ходить. |
Гипербола Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылыл. Кровь хлынула до неба. |
Градация Стилистическое усиление или уменьшение смыслового значения расположенных частей в предложении. | Я победил его, разгромил, уничтожил. Пришел. Увидел. Победил.
|
Инверсия. Обратный порядок в предложении. Подлежащее, сказуемое…обстоятельство, дополнение | Вышел месяц ночью темной. Опасно охота на медведя, страшен раненый зверь. |
Историзмы Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением этих понятий. | Урядник, опричник, боярин, дьяк. |
Каламбур Игра слов | Шел дождь и два студента . |
Литота Преуменьшение | Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик |
Метафора Скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении. | Смотрел орлом, бежал куропаткой, дворянское гнездо, крыло самолета, золотая осень, нос корабля, льется речь, заря жизни. |
Многозначность Несколько значений одного слова | Ключ от двери; родниковый ключ; разводной ключ. |
Многосоюзие Намеренное увеличение союзов в предложении | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал. |
Неологизм Новые слова, обозначающие вошедшие в жизнь понятия. | Астронавт, космодром. |
Оксюморон Соединение в одно словосочетание двух исключающих друг друга понятий. | Горькая радость, живой труп, сладкая скорбь. |
Олицетворение Приписывание качеств живых предметов неживому | Воет ветер ночной; играет море с берегами. |
Омонимы Слова одной части речи, одинаково звучащие, имеющие разные понятия. | Брак (супружество), брак (испорченная продукция). |
Синтаксический параллелизм - Одинаковое синтаксическое построение
предложений, отрезков речи. | Когда идешь по снежным гребным ты, Когда по грудь ты входишь в облака, Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока! |
Парафраза Замена понятия признаками | Пишущий эти строки (писатель о себе) Царь зверей (лев); туманный Альбион (Англия). |
Паронимы Однокоренные слова, близкие по звучанию, разные по значению | Человечный, человеческий; демократический – демократичный; сытый – сытный. |
Парцелляция Деление предложения на несколько частей. | С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. Он улыбнулся. Сощурился. Начал пить кофе. |
Плеоназм. Многословие, лишние слова. | Каждая минута времени. В апреле месяце; своя автобиография. |
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа. | На кого не действует новизна? |
Риторическое обращение. Обращение к неодушевленному
предмету, отсутствующему лицу. | Мечты, мечты! где ваша сладость? |
Синекдоха. Перенос значения с одного предмета на другой. | Мундиры голубые – жандармы; Бушлаты – матросы в бушлатах, шинели – солдаты в шинелях; тулупы - мужики в тулупах – все бежали. |
Синонимы близкие по значению слова | Наказание – возмездие, робкий – несмелый, боязливый; |
Сравнение Выражения со словами: как, будто, словно, похожий, подобно; в творительном падеже, сравнительные степени прилагательных, наречий. | Всех милее; пыль столбом стоит; любовь подобно безумию. |
Тавтология Повторение в
предложении однокоренных
слов. | Объединились воедино; самые высочайшие вершины. |
Фразеологизм. Устойчивое выражение. | Ни рыба ни мясо; в пух и прах; бить баклуши, тоска берет; играть роль, иметь значение. |
Эпитет Образное определение | Веселый ветер, серебряный смех, черная тоска, пепельный взгляд. |
Эпифора Одинаковое окончание стихотворной строки в куплете. | Милый друг, и в этом тихом доме, Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. |
страница 1
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Абзац (от нем. отодвигать) - 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста, которая представляет со бой отдельный смысловой отрывок и выделяется отступом в первой строке.
Анекдот (греч. неизданный) - короткий устный рассказ с остроумной концовкой, которая может иметь шутливую или сатирическую окраску. В художественной литературе анекдот иногда вводится в речь персонажа или в само по вествование.
Афоризм (греч. изречение) - мысль автора, выраженная в краткой форме и отличающаяся предельной выразитель ностью. Афоризм воздействует на сознание читателя ори гинальной формулировкой и отличается неожиданностью суждения.
Правду произносить легко и приятно. М. Булгаков
Баллада (от итал. плясать) - небольшое стихотворение с завершённым сюжетом фантастического или героического характера.
Басня - небольшое произведение повествовательного характера в стихах с нравоучительным, сатирическим ли бо ироническим содержанием. С помощью образов живот ных или неодушевлённых предметов (иногда людей) в бас не обличаются человеческие или общественные пороки. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в ко торой изображается какое-нибудь событие либо развёрты вается спор между действующими лицами. Как правило, в басне содержится вывод из нарисованной аллегорической картинки (нравоучение, мораль).
Былина - русская повествовательная песня-поэма о бо гатырях и народных героях, сложенная в старину безы мёнными певцами-сказителями и устно передававшаяся из поколения в поколение. По содержанию былины услов но делятся на богатырские и историко-бытовые.
Гимн (греч. торжественная песнь) - в Древней Греции торжественное стихотворение, прославляющее легендар ных героев или богов. В дальнейшем - торжественная, хвалебная песнь, в которой воспевается какое-либо лицо или событие. Начиная с XIX века гимн - торжественная песнь, выражающая и воспевающая национальное или го сударственное единство.
Диалог (греч. разговор между двумя людьми) - разговор между двумя или несколькими действующими лицами в ху дожественном произведении.
Загадка - вид устного народного творчества; замыслов атое иносказательное определение какого-либо пред мета или явления, предлагаемое как вопрос для отгады вания.
Скатерть бела весь свет одела. (Снег) Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Историческая песня - народная повествовательная песня, посвященная историческому событию или герою. Исторические песни являются произведениями устного народного творчества, сложены былинным стихом, исполняются нараспев.
Крылатые слова - меткие выражения, часто короткие цитаты или афоризмы, получившие широкое распростра нение в живой речи.
Время - деньги. Б. Франклин
Легенда (лат. то, что должно быть прочитано) - народное предание о каком-либо замечательном событии в жизни общества или о выдающемся поступке какого-либо чело века. Различаются исторические, религиозные, бытовые и другие легенды.
Летопись - описание исторических событий по годам, которое создавалось учёными людьми, чаще всего монаха ми. Самая древняя русская летопись называется «Повесть временных лет»; составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1112 году.
Миф (греч. слово, предание) - сказание, передающее представления людей в древности о происхождении мира и жизни на земле, о богах и героях. Наиболее известны ми фы Древней Греции.
Монолог (от греч. говорю один) - в литературном произ ведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим действующим лицам.
Пейзаж (фр. местность, страна) - описание картин при роды в художественном произведении, которое часто слу жит дополнительным средством для более выразитель ного изображения душевного состояния литературных героев.
Персонаж (лат. личность, персона) - действующее ли литературного произведения.
Песня (песнь) - одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, предназначенное для пения и со стоящее обычно из нескольких строф (куплетов), часто с припевом. В древние времена текст песни слагался одно временно с мелодией и был неотделим от музыки и движе ний, которые сопровождали её во время работы, народных гуляний, при исполнении религиозных или бытовых обря дов. Выделяют трудовые, обрядовые, бытовые, лирически и исторические песни.
Повесть - повествовательное произведение с сюжетом более сложным, чем в рассказе, и обычно большее по объ ему.
Поговорка - вид устного народного творчества; меткою образное выражение, определяющее какое-либо жизнен ное явление. В отличие от пословицы, поговорка лише на прямого поучительного смысла и ограничивается яр ким иносказательным определением какого-нибудь явле ния. Каков мастер, такова и работа. Семь пятниц на неделе.
Портрет - описание внешности персонажа (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности жестов, походки, манеры говорить и держаться)
Пословица - вид устного народного творчества; краткое (часто в стихотворной форме) образное изречение по по воду различных жизненных явлений. Чаще всего пословица состоит из двух частей: образного изображения какого- либо явления и заключительного поучения. В пословицах используются разнообразные средства художественной выразительности, в них отражена народная мудрость. Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство по искусству.
Поучение - один из видов древнерусской литературы; ли тературное произведение назидательного характера.
Поэма (от греч. делаю, творю) - большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о поступках и переживаниях литературных героев, о событиях, в которых они участвуют, а также о чувствах и переживаниях автора.
Прибаутка - шутливое народное выражение, полное без обидного юмора.
На колу мочало - начинай сначала.
Присказка - разновидность русской прибаутки. Обычно используется в начале, середине и конце сказки: в неко тором царстве (в начале); делать нечего (в середине); вот тебе и сказка, а мне кринка масла (в конце).
Притча - небольшой рассказ, заключающий в иноска зательном виде моральное или религиозное поучение. Широко представлена в Библии, в аллегорической форме выражает различные духовные наставления.
Псевдоним (греч. вымышленное имя) - вымышленное имя или фамилия, которыми авторы подписывают свои произведения либо под которыми выступают актёры на театральной сцене.
Рассказ - небольшое художественное произведение о каком-либо событии в жизни человека без детального изо бражения того, что было до и после этого события.
Сказка - произведение в прозе (реже в стихах) о вымыш ленных событиях. Это самая древняя и распространённая форма устного народного творчества у всех народов, от ражающая народные традиции, быт и характеры. По со держанию различают волшебные, бытовые, сатирические, юмористические, политические сказки.
Скороговорка - фраза, намеренно построенная на со четании трудно произносимых вместе звуков или слов. Используется для обучения хорошей дикции и для отра батывания чёткого произношения определённых звуков, а также для весёлых игровых заданий.
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
Стихотворение (греч. ряд, порядок) - поэтическое про изведение, как правило, небольшого объёма.
Сюжет (фр. предмет) - ряд связанных между собой и по следовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.
Текст (лат. ткань; связь, соединение) - несколько предложений или абзацев, связанных между собой в единое целое темой и основной мыслью. Текст может представлять со бой и целую статью или книгу.
Фольклор (англ. народная мудрость) - устное народное поэтическое творчество. К видам фольклора относятся бы лины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, пого ворки, загадки. Все эти произведения, созданные в древ ние времена, в устной передаче подвергаются переработ ке. В результате появляются различные варианты одного и того же произведения.
Цитата (от лат. призывать в свидетели) - дословная вы держка из какого-либо произведения, чьей-либо речи, приведённая автором для пояснения или подтверждения своей мысли.
Частушка - один из видов фольклора; короткая (обычно из четырёх строк) песенка-отклик на злободневные собы тия общественно-политического или бытового характера.
Сидит Ваня у ворот, Широко разинув рот. И никто не разберёт, Где ворота, а где рот.
Эпиграф (греч. надпись) - у древних греков: надпись на каком-либо предмете. В настоящее время: фраза (часто цитата), помещаемая перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею всего произведения или его части.
Эпизод (греч. вставка) - небольшая часть литературного произведения, играющая в последовательности событий определённую роль. Это поступки персонажей, небольшие происшествия или крупные события, направляющие раз витие действия.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ
Автор - писатель, создавший одно или ряд произведений.
Аллегория - иносказание, изобра жение какой-нибудь отвле чённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом об разе. Например, в басне "Стрекоза и Муравей" Стреко за - это аллегория легкомыс лия, а Муравей - предусмот рительности.
Антитеза - художественное проти вопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.
Архаизмы - слова и обороты, кото рые употреблялись в прош лом для обозначения каких- либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены дру гими словами и оборотами, которые используются в со временной речи.
Афиша - перечень действующих лиц в пьесе.
Баллада - небольшое стихотворение с историческим или фанта стическим сюжетом.
Басня - краткий аллегорический
рассказ сатирического содер жания с моралью.
Белый стих - стихотворное произ ведение без рифм.
Былина - жанр русского фолькло ра; песнь, которая рассказы вает о подвигах богатырей и отражает жизнь средневеко вой Руси.
Гипербола - художественное пре увеличение, усиление качеств или результатов поступков.
Диалог - разговор двух или более лиц.
Завязка - начальный момент разви тия событий, изображённый в художественном произведе нии.
Идея - основная, главная мысль, замысел, определяющий со держание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения. Кульминация - высшая точка напряжения в развитии дей ствия художественного про изведения.
Лирика - род литературных произ ведений, изображающий ду ховный мир человека, его чувства, настроения, пережи вания.
Метафора - скрытое сравнение, в котором отсутствуют слова: как, словно, будто. (Например, "изумрудная тра ва).
Миф - Предание, возникшее в глу бокой древности, в котором объяснялись явления приро ды, происхождение мира и человека с помощью художе ственной фантазии.
Монолог - развёрнутое высказыва ние одного действующего ли ца или автора произведения.
Мораль - поучительный вывод в художественном произведе нии, обычно в басне.
Олицетворение - наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).
Повтор - повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого от резка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значи мых мыслей, чувств, образов.
Пролог - элемент композиции, ко торый предшествует завязке.
Развязка - заключительный момент в развитии действия художе ственного произведения.
Сравнение - сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, прису щим им качествам. Напри мер: " Анчар, как грозный часовой..."
Сюжет - цепь событий, которые
развиваются в произведении.
Тема - круг проблем, жизненных явлений, на которых сосре доточил своё внимание автор литературного произведения.
Фрагмент - отрывок, часть произ ведения.
Эпиграф - краткое изречение, кото рое помещается перед произ ведением, выражая его глав ную мысль или отношение автора к событиям.
Эпитет - художественное определе ние. Например: "Белеет парус одинокий
Основные художественные приёмы,
используемые авторами в литературных произведениях
Сравнение - сопоставление предметов или явле ний по общему признаку. Чаще всего сравнение строит ся при помощи слов как, точно, словно, как будто.
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...
А. Пушкин
Эпитет - образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шёлковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд.
В народном поэтическом творчестве часто используют ся так называемые постоянные эпитеты: красна деви ца, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.
Олицетворение - перенесение свойств живого су щества на неодушевлённый предмет.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд? С. Есенин
Метафора - перенесение на явление, которое хо тят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления. Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. Ф. Тютчев
Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др.
Гипербола - художественное преувеличение зна чения и размеров предметов или явлений: я говорил те бе это миллион раз.
Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов).
Аллегория - иносказание; изображение отвлечён ного понятия через конкретный образ. Приём чаще все го используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость - в образе зайца, упрям ство - в образе осла и т. д.
Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит...
И. Крылов
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов: с моим другом мы съели не один пуд соли.
Восклицание - восклицательные слова и предло жения, используемые для усиления чувства.
Торопись, голубка! Ты теряешь Час за часом! Звёзд не сосчитать!
К. Случевский
Риторический вопрос - вопросительное предло жение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой...»
М. Лермонтов
Ирония - насмешка; приём строится на контрасте видимого и скрытого смысла.
«Аи, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
И. Крылов
Синонимы - слова, близкие по значению.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Ф. Тютчев
Антонимы - слова с противоположным значением.
В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
А. Пушкин
Повтор - использование одних и тех же слов, во просов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.
Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
А. Пушкин
>>Краткий словарь литературоведческих терминов
Аллегория
- иносказательное описание предмета или явления с целью его конкретного, наглядного изображения.
Амфибрахий
- трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - безударный, ударный, безударный (-).
Анапест - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - два безударных и ударный (-).
Баллада
- стихотворный рассказ на легендарную, историческую или бытовую тему; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, и которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишутся в стихах.
Герой (литературный) - персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в литературном произведении.
Гипербола
- чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Дактиль
- трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - ударный и два безударных.
Деталь (художественная)
- выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ. Деталь может уточнять, прояснять замысел писателя.
Диалог - разговор двух или нескольких лиц.
Драматическое произведение, или драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Жанр литературный - проявление в более или менее обширной группе произведений общих признаков изображения действительности.
Идея - основная мысль художественного произведения.
Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.
Ирония - тонкая, скрытая насмешка. Отрицательный смысл иронии скрыт за внешней положительной формой высказывания.
Комедия - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.
Комическое
- смешное в жизни и литературе. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира.
Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех час тей художественного произведения.
Легенда - произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетаются реальное (события, личности) и фантастическое.
Лирическое произведение - произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни.
Метафора
- перенесение свойств и действий одних предметов на другие, сходные с ними но принципу подобия.
Монолог - речь одного человека в произведении.
Новелла
- повествовательный жанр, близкий по объёму к рассказу. От рассказа новелла отличается остротой и динамичностью сюжета.
Олицетворение
- перенесение признаков и свойств живых существ на неживые.
Описание
- словесное изображение чего-нибудь (пейзаж, портрет героя, внутренний вид жилища и др.).
Пародия
- смешное, искажённое подобие чего-то; комическое или сатирическое подражание кому-нибудь (чему-нибудь).
Пафос
- в художественной литературе: возвышенное чувство, страстное воодушевление, приподнятый, торжественный тон повествования.
Пейзаж - изображение природы в художественном произведении.
Повесть
- один из видов эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.
Портрет
- изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.
Поэзия
- стихотворные произведения (лирические, эпические и драматические).
Поэма
- один из видов лирико-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (как в эпическом произведении) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
Притча
- небольшой рассказ, содержащий в иносказательном виде религиозное или моральное поучение.
Проза
- нестихотворные художественные произведения (рассказы, повести, романы).
Прототип
- реальное лицо, послужившее писателю основой для создания литературного образа.
Рассказ
- небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека, животного.
Рассказчик
- образ человека в художественном произведении, от лица которого ведётся повествование.
Ритм
- повторение однородных элементов (речевых единиц) через равные промежутки.
Рифма
- созвучие окончаний стихотворных строк.
Сатира
- высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни посредством изображения их в нелепом, карикатурном виде.
Сравнение
- сопоставление одного явления или предмета с другим.
Стих
- стихотворная строка, наименьшая единица ритмически организованной речи. Слово «стихи» часто употребляется также в значении «стихотворения».
Стихотворение
- небольшое поэтическое произведение в стихах.
Стихотворная речь
- в отличие от прозы, речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков - строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.
Строфа - в стихотворном произведении группа строк (стихов), составляющая единство, с определённым ритмом, а также повторяющимся расположением рифм.
Сюжет - развитие действия, ход событий и ионестиовательных и драматических произведениях, иногда и и лирических.
Тема - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведений.
Фантастика - художественные произведения, в которых создаётся мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением писателя.
Характер литературный - образ человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый индивидуальными особенностями.
Хорей
- двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Художественная литература - один из видов искусства - искусство слова. Слово в художественной литературе - средство создания образа, изображения явления, выражения чувства и мысли.
Художественный образ - человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении.
Эзопов язык
- вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта Эзопа, создателя жанра басни.
Эпиграмма
- краткое сатирическое стихотворение.
Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Эпизод
- отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Эпическое произведение - художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др.
Юмор
- в художественном произведении: изображение героев и смешном, комическом виде; весёлый, добродушный смех, помогающий человеку освобождаться от недостатков.
Ямб
- двусложный размер стиха с ударением на втором слоге
Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська.
Прислано читателями из интернет-сайта