Рецепты        10.12.2020   

Роль островского в истории развития русской драматургии. Государственный человек русского театра (Драматургия А.Н

Александр Николаевич Островский - известный русский драматург. Его вклад в развитие национального театра сложно переоценить.

Детство и юность

Родился будущий драматург в 1823 году в Москве. Отец был адвокатом, а матери он лишился рано. Жила семья в центре Замоскворечья - особенном уголке Москвы. Спустя годы в своих произведениях Островский мастерски изобразил этот мир и людей, его населяющих.

У отца Александра Николаевича была обширная библиотека, и мальчик с ранних лет пристрастился к чтению. Более того, он обнаружил у себя склонность к писательству. Отец не поддерживал это увлечение сына, и после окончания гимназии юноша по настоянию родителя поступил на юридический факультет Московского университета. Впрочем, получить диплом ему не удалось: после конфликта с одним из профессоров он вынужден был оставить учебу и пойти на службу в суд, писцом.

Творчество

Поступив на службу, Островский не оставил мечты о творчестве, а попробовал воплотить их в реальность. К 1846 году из-под его пера вышли немало сцен из быта купцов. Спустя некоторое время было напечатано его произведение «Семейная картина». С нее сам литератор вел отсчет своей деятельности в сфере творчества.

А известность ему принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!», которая была опубликована в 1850 году. Под влиянием московского купечества, недовольного тем, как их сословие было изображено в пьесе, произведение запретили к постановке. Более того, автора уволили со службы и отдали под надзор полиции. Лишь спустя годы надзор был снят. Постановку пьесы же разрешили в 1861 году.

К тому времени в московских театрах практически каждый сезон появлялись постановки по произведениям Островского. С 1856 года он стал сотрудником журнала «Современник». В 1860-м была напечатана ставшая знаменитой «Гроза», в которой нашли отражение впечатления автора от поездки на Волгу.

Особенности произведений

В литературных трудах драматурга находили отражение те стороны жизни и быта на Руси, которые до этого никто не затрагивал. Его произведения написаны живым языком, персонажи отличаются реалистичностью. Не все критики приняли его творчество, но те, кто сделал это, отзывались о его пьесах с восторгом.

Островский и театр

Лучшие столичные актеры также оказались в числе его поклонников, постаравшись максимально ярко отразить на сцене все написанное автором. Вообще, русский театр в современном понимании начинается именно с него. Островский является создателем театральной школы и концепции театральной постановки. Его идеи впоследствии были развиты Станиславским.

Николай Андреевич же не сумел воплотить в жизнь все свои задумки. Он умер в 1886 году в возрасте 63 лет.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Жизнь и творчество Александра Николаевича Островского (1823-1886) "Я тружусь всю жизнь…" «Моя задача - служить русскому драматическому искусству…» Детство и юность Родился 31 марта 1823 г. в семье чиновника (юриста). Родина - район Замоскворечье (где большей частью жило московское купечество). Замоскворечье в 19-ом веке Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки.  1840 - закончил Московскую гимназию. Поступление в Московский университет на юридический факультет. Сильное увлечение театром  1843 - Отчислен из университета. Принял решение заняться литературой.  По требованию отца служит в Московском совестном суде (1843 - 1845), где разбирались дела между родственниками.  1845 - 1851 - перевод в Московский коммерческий суд. Все это - уникальная возможность наблюдать и анализировать поступки людей из разных социальных слоев.  1849 - гражданский брак (против воли отца) с Агафьей Ивановной, девицей из мещан. Начало творчества 1850 (март) - в журнале «Москвитянин» напечатана первая комедия «Свои люди - сочтемся» («Банкрут»). Автор сразу стал знаменит. «Свои люди - сочтёмся!» Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда". Театральная деятельность  В начале 50-х годов репертуар русских театров был скуден. Театру был нужен драматург… Островский начинает работу над пьесой «Не в свои сани не садись».  В январе 1853 г. состоялась премьера. Это начало театральной славы Островского.  В августе - «Бедная невеста». Сотрудничество с Малым театром  1853 - 1856 - пьесы «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» Герои Островского  1856 - Сотрудничество с журналом «Современник». «Литературная экспедиция» по Волге. Цель - изучить быт и нравы поволжских поселений.  1857, лето - продолжение поездки по Волге.  1859 - премьера драмы «Гроза» (как результат «экспедиций»). Драма «Гроза» Пьеса «Гроза» отражает период общественного подъема, когда рушились устои крепостничества. Название драмы - это социальное потрясение. Островский - один из первых русских писателей, кто раскрыл трагическое положение женщины в семье.  1861 - Комедия «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»)  1863 - Избран членом-корреспондентом Академии наук  1866 - Преподавал в новом московском «Артистическом кружке». Это послужило основой для создания русского национального театра «Театра Островского»  1867 - смерть жены, Агафьи Ивановны  1869 - обвенчался с Марией Бахметьевой (Васильевой), актрисой Малого театра. Жена и дети писателя 1870 - 1886 - самый плодотворный период жизни.Комедии «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». .Драмы «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873) - взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения. 2 июня 1886 - смерть писателя в своем имении Щелоково (за письменным столом)  Всего А.Н.Островский написал 47 пьес, 7 пьес - в сотрудничестве с другими драматургами, перевел более 20-ти пьес с итальянского, испанского, французского, английского и латинского языков.  С 1853 по 1872 г.г. его пьесы прошли 766 раз в столичных и провинциальных театрах, принеся Дирекции императорских театров доход больше 2-х миллионов рублей. Заслуга А.Н.Островского    А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Его по праву называют «Колумбом Замоскворечья» До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. «Колумб Замоскворечья» «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». И.А.Гончаров

Творчество Александра Островского кратко описать вряд ли удастся, так как этот человек оставил большой вклад в развитии литературы.

Он писал о многом, но больше всего в истории литературы он запомнился как хороший драматург.

Популярность и особенности творчества

Популярность А.Н. Островскому принесло произведение «Свои люди - сочтемся». После того как оно было опубликовано, его труд оценили многие писатели того времени.

Это придало уверенности и вдохновения самому Александру Николаевичу.

После такого успешного дебюта им было написано много произведений, которые сыграли немалую роль в его творчестве. К их числу можно отнести следующие:

  • "Лес"
  • "Таланты и поклонники"
  • "Бесприданница".

Все его пьесы можно назвать психологическими драмами, так как чтобы понять, о чем писал писатель, нужно глубоко углубиться в его произведение. Персонажи его пьес были разносторонними личностями, которых понять удавалось не каждому. В своих произведениях Островский рассматривал, как рушатся ценности страны.

Каждая из его пьес имеет реалистичный финал, автор не пытался все закончить положительным финалом, как многие писатели, для него главнее было показать в своих произведения реальную, а не вымышленную жизнь. В своих произведениях Островский пытался отобразить жизнь русского народы, и, причем, он ее ничуть не приукрашал - а писал то, что видел вокруг себя.



Сюжетами к его произведениям служили и детские воспоминания. Отличительной особенностью его творчества можно назвать то что его произведения были не совсем цензурными, но не смотря на это, они оставались популярными. Быть может, причиной его популярности было то, что драматург пытался читателям представить Россию такой, какова она является. Народность и реализм - это главные критерии, которых придерживался Островский при написании своих произведений.

Работа в последние годы

А.Н. Островский особо занялся творчеством в последние годы своей жизни, именно тогда он написал наиболее значимые драмы и комедии для своего творчеств. Все они были написаны неспроста, в основном его произведения описывают трагичные судьбы женщин, которым приходится в одиночку бороться со своими проблемами. Островский был драматургом от Бога, ему, казалось бы, удавалось писать очень легко, мысли сами приходили в его голову. Но им были написаны и такие произведения, где приходилось потрудиться.

В последних произведениях драматургом были разработаны новые приемы подачи текста и выразительности - которые и стали отличительными в его творчестве. Его стиль написания произведений очень оценил Чехов, что для Александра Николаевича выше всяких похвал. Он пытался в своем произведении показать внутреннюю борьбу героев.

Транскрипт

1 ТЕСТ. «ТВОРЧЕСТВО А.Н.ОСТРОВСКОГО» ВАРИАНТ 1 1. Уроженцем какого города был Островский? 2. В 1856г. Островский стал сотрудником какого журнала? : а) «Русский вестник», б)»москвитянин», в) Современник», г) «Эпоха». 3. Какое социальное сословие изображает в своих пьесах Островский? 4. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» по определению А.Н.Островского? А) комедия масок, Б) лирическая комедия, В) трагедия, Г) драма. 5. Как называется город, в котором происходит действие пьесы «Гроза»? 6. Кому из героев принадлежат слова:«жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» 7. Кого Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»? 8..Определите, кому из героев принадлежат реплики. а) «Только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее» б) «Какое еще там елестричество!.гроза-то нам в наказание дается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» в) «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Умереть бы теперь!... а жить нельзя! Грех!» 9. Каков род занятий (служба) Кудряша? 10. Кто из героев «Грозы» позавидовал мертвой Катерине, желая оказаться на ее месте? 11. Кто находит тело утопленницы-катерины? 12. Куда уезжает Борис по приказу Дикого? 13. Главной заслугой Островского является: а) изображение социальных противоречий русской действительности Б) создание исторических пьес в) создание нового литературного типа г) создание репертуара для русского театра 14. Назовите героя-резонера в драме «Гроза а) Тихон б) Кабаниха в) Катерина г) Кулигин 15. Какая сцена в драме «Гроза» является ключевой в понимании авторского замысла? а) сцена свидания Катерины и Бориса б) сцена с ключом в) сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом г) сцена признания Катерины в совершенном грехе 16. Кто из перечисленных персонажей является второстепенным? а) Кабаниха б) Феклуша в) Тихон г)борис 17. Как называли Островского современники? А) «русский Мольер», Б)Колумб Замоскворечья», В)»русский Бодлер, Г) «Русский Мопассан». 18. Назовите театр, с которым была связана вся творческая деятельность Островского 19. Основоположником какого литературного направления являлся А.Н.Островский? 20. В каком году была создана драма «Гроза? 21. Назовите тип литературного героя, который стал открытием Островского? А) тип «лишнего человека б) тип «маленького человека в) тип босяка д) тип самодура 22. Какими словами заканчивается пьеса «Гроза»? а) «Вы ее погубили, вы,вы» б) «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите!» в) «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» г) «Спасибо вам, люди добрые,за вашу услугу» 23. Укажите, к какому роду литературы относится большинство произведений Островского? А) лирика, Б) драма, В) эпос, Г) лиро-эпика. 24. Какое направление мысли в Х1Х веке поддерживает Островский? а) западничество б) славянофильство

2 ТЕСТ. «ТВОРЧЕСТВО А.Н.ОСТРОВСКОГО» ВАРИАНТ Укажите имя и отчество Островского 2. Как называлось первое произведение, принесшее Островскому известность? 3. Какое социальное сословие изображает в своих пьесах Островский? 4. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» по определению А.Н.Островского:А) комедия масок, Б) лирическая комедия, В) трагедия, Г) драма. 5. Как называется город, в котором происходит действие пьесы «Гроза»? 6. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было»? 7. Кого Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»? 8.Определите, кому из героев принадлежат реплики. а) «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Из всего себе пугал наделали» б) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу» в) «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Умереть бы теперь!... а жить нельзя! Грех!» 9. Кого из героев драмы «Гроза» Дикой грозится отправить к городничему и называет «фальшивым мужичонкой» и «разбойником»? а) Кудряша б) Бориса в) Тихона г) Кулигина 10. Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города Кулигин? а) телеграф б) громоотвод в) печатный станок г) микроскоп 11. Кто из персонажей пьесы характеризуется автором в списке действующих лиц как «молодой человек, порядочно образованный»? 12. В какой момент Катерина признается Тихону в измене? 13. Куда уезжает Борис по приказу Дикого? 14. Какой жанр наиболее полно разработан в творчестве Островского? а) комедия б) трагедия в) социально-бытовая драма г) лирическая комедия 15. Назовите героя-резонера в драме «Гроза а) Тихон б) Кабаниха в) Катерина г) Кулигин 16. Катерина признается при людях Тихону в совершенном грехе. Что заставило ее так поступить? а) чувство стыда б)страх перед свекровью в) муки совести и желание искупить вину перед Богом г) желание уехать с Борисом 17. В каком учебном заведении и на каком факультете учился Островский? 18. Укажите, к какому роду литературы относится большинство произведений Островского? А) лирика, Б) драма, В) эпос, Г) лиро-эпика. 19. Назовите театр, с которым была связана вся творческая деятельность Островского? 20. Основоположником какого литературного направления являлся А.Н.Островский? 21. В каком году была создана драма «Гроза? 22. Назовите тип литературного героя, который стал открытием Островского? а) тип «лишнего человека б) тип «маленького человека в) тип босяка д) тип самодура 23. Какими словам заканчивается пьеса «Гроза»? а) «Вы ее погубили, вы,вы» б) «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите!» в) «Хорошо тебе, Катя! А я- то зачем остался жить на свете да мучиться!» г) «Спасибо вам, люди добрые,за вашу услугу» 24. Какое направление мысли в Х1Х веке поддерживает Островский? а) западничество б) славянофильство

3 Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница» Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка Оформление урока: иллюстрации постановки пьесы в Малом театре; экранизации Э.Рязанова (опыт показывает, что с фильмом рекомендуется познакомиться до обсуждения пьесы в классе с целью более эмоционального восприятия произведения); афиша: «Бесприданница на сцене различных театров» (афишу учащиеся готовят самостоятельно). Цели урока: более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза». Вот красота-то куда ведет в самый омут. А.Н. Островский «Гроза» Ход урока I. Слово учителя. 1.Особенности творчества А. Островского в гг. Для творчества этого периода характерны: - устойчивые темы; - штрихи к психологической физиономии русского характера; - усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны; - повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром; - фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»); - народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужды»). II. История создания пьесы «Бесприданница». Выступления учащихся с индивидуальными заданиями. III. Работа с учащимися по пьесе островского «Бесприданница» (1879). Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца- это, как правило, «сосуществовало» у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы и построим нашу беседу. План беседы 1. Царство хищных, цепных и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция значительных лиц в городе»). 2. «Женский вопрос» в России в е годы (инд. задание). 3. «Я любви искала». Образ Ларисы Огудаловой. 4. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика. 1. «Царство хищных, цепных и умных дельцов» или «значительные лица в городе». Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа- предприниматель. Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова? (Учащиеся зачитывают цитаты из таблицы, которую они заполняли дома.) Работа с таблицей. Кнуров Вожеватов Паратов

4 «Значительные лица города» - Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому у кого денег много. - Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня. - Если скажу6 орел, так проиграю, орел, конечно, вы. - За удовольствие надо платить, они даром не даются Я знаю, что такое купеческое слово. Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято. Всякому товару цена есть. Блистательный барин» - Я человек с правилами, брак для меня дело священное. - Я сам такой же бурлак. - Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. - У меня правило: никому ничего не прощать - Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил. - Господа, я имею слабость к артистам. Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещаю промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства. В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватого? - Держаться с достоинством, способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом. И все же, что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов? - В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методам накопления, образ жизни, внешнему лоску так непохожих на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе». Кнуров как будто бы заботился о Ларисе, предлагая свою помощь и расспрашивая ее мать, достаточно ли она подумала, выдавая дочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нельзя ли этим «добропорядочным» путем при содействии матери сделать девушку моей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможного мало»,- признается Кнуров. В чем заключается сложность характера Паратова? - В чем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием; душевные взлеты завершаются торжеством трезвой прозы. - Паратов - смоделированный образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки, и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решимости в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру. - при общении с людьми держится на уровне, соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем органично. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта и здравомыслия, чтобы оценить опасность его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни современных читательниц симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути. - Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «найду выгоду, так все продам» У него ничего заветного нет.

5 Вывод. Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов Лариса Огудалова. 2.Драму Островского было принято назвать драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интеллигент не состоятельны. Культурный буржуа-предприниматель, как мы только что увидели на примере героев пьесы, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит. С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех. В центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя. Именно эта женщина и становится героиней произведений Островского. И это не случайно. В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872г. в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы). Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или «за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовольцами 3 апреля 1881г.). Вот как писал о женщине в этот период Ф.М. Достоевский: «В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться». Достоевский достаточно глубок в понимании женщины. И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны. Лариса яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается и иллюзиями 3. Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени. Лариса значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику). Ответы учащихся: - Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки: «Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно». У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видится, без помехи» Или: «Лариса создана для роскоши». - Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!» - Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает». - В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа». - Торг за Ларису охватывает всех мужчин- героев пьесы. Вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватый содержание. Карандышев- положение честной замужней женщины и унылое существованье. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия. - Главное же для Ларисы любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света: «Паратов. Сейчас или никогда. Лариса. Едем.

6 Паратов. Как, вы решаетесь ехать за Волгу? Лариса. Куда вам угодно». И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможность быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя». - Лариса поет Паратову на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует мир только чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее. (фрагмент из к/ф «Жестокий романс».) - Но постепенно несоответствия с романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развитии действия драмы. - Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его добротой и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы душе Карандышева. Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя по их законам. - Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. «Вещь да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя я вещь!» ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно» - В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну, уж если быть вещью, так одно утешенье быть дорогой, очень дорогой». - Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершенный не по расчету, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама сама Ах, какое благодеяние!» Критики о Ларисе. (Высказывания о Ларисе записаны на доске.) П.Д. Боборырыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной «низменностью». В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души». Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну». В.Коровин: «Лариса героиня психологической драмы лишь поскольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности». Беседа по вопросам: 1. Можете вы согласиться, что Лариса не может «привлечь ваше внимания», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»? 2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение. 3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошенность души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню? 4. Можете ли вы согласиться, что Лариса в определенный момент переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту. 5. Согласны ли вы с мыслью критика В. Коровина, что Лариса героиня «психологической драмы»? 6. Вы согласны с тем, что героиня драмы лишена «цельности»? 7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших ли душевных сил стоит Ларисе не отдать себя в «добычу соблазна»?

7 8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»? 9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным? Вывод. Лариса чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь обманная страна, и каждый в ней несчастлив»). Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это белая чайка, попавшая в стаю стервятников. 1. Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы. Различное. Катерина Лариса Душа Екатерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура. Катерина религиозна и набожна. Характер Катерины целен, устойчив и решителен. Лариса Огудалова девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. Лариса ничем не поддержана; ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утончена и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности: «Расставаться с жизнью совсем на так просто А ведь есть люди, для которых это легко». Общее. По меткому выражению А.И. Ревякина, Катерина и Лариса- это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль. (Катерина что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет».) А еще их объединяет образ великой русской Волги символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца». «Вот красота - то куда ведет в самый омут». IV. Подведение итогов. В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений. Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типические, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев». Аккуратность произведения островского подтверждается тем, что во многих театрах страны с большим успехом идет пьеса «Бесприданница», о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день». V. Домашнее задание. Сочинение на тему: «Зачем же люди лгут, что Островский устарел?».

8 Темы сочинений. Александр Николаевич Островский "Свои люди сочтемся". "Гроза". "Бесприданница" 1. Старое и новое купечество в изображении А. Н. Островского по пьесе «Свои люди сочтемся». 2. Характер конфликта и его развитие в пьесе "Гроза". 3. Картина "темного царства" в драме "Гроза». 4. Проблема народного характера в пьесе "Гроза". б. Самоубийство Катерины сила или слабость характера? 6. Смысл заглавия пьесы "Гроза". 7. Тема денег в пьесе "Бесприданница". 8. Героини пьес А. Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница". КЛЮЧ К ТЕСТУ ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1. Москва 1. Александр Николаевич 2. в 2. «Свои люди - сочтемся» 3. купечество 3. купечество 4. г 4. г 5. Калинов 5. Калинов 6. Кулигин 6. Варвара 7. Катерина 7. Катерина 8. а) Борис 8. а) Кулигин Б) Дикой Б) Катерина В) Катерина В) Катерина 9. конторщик 9. г 10. Тихон 10. б 11. Кулигин 11. Борис 12. В Сибирь 12. В грозу 13. г 13. В Сибирь 14. г) 14. в 15. г 15 г 16. б 16. в 17. б 17. Московский ун-т, юридич. 18. Малый театр 18. б 19. критический реализм 19. Малый театр критический реализм 21. д в 22. д 23. б 23. в 24. б 24. б


1. Какое полное имя Липочки из пьесы Островского «Свои люди сочтемся!»? а) Евлампия б) Аграфена в) Олимпиада г) Глафира 2. Как фамилия купца героя пьесы Островского «Свои люди сочтемся!»? а) Подхалюзин

Викторина по пьесе «Бесприданница» Викторина по пьесе «Бесприданница» - 1 / 7 1. Кто написал драму «Бесприданница»? Антон Чехов Иван Тургенев Александр Островский 2. Какая русская река связана с пьесой

Сочинение нравы и быт русского купечества в драме гроза Сочинение по произведению Гроза Островский А. Н.: Душевная драма Катерины Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского Гроза Быт и нравы Дикой

Сочинение на тему нравственная проблематика пьесы гроза Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Но внутри героини Грозы есть прочные нравственные устои, стержень, ее создание

Сочинение гроза жизнь катерины в родительском доме Пособия для подготовки школьников к сочинению Магазин Первое Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского Гроза. Тема урока (Катерина росла

Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище 17» г.. Имена героев имеют символический смысл: Катерина греч.. - Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать. от жителей города

6 сен 2011. Образ города Калинова Беседа. Анализ I действия. Почему именно в монологах Кулигина чаще всего встречается негативная характеристика нравов. План сочинения (С1) А. С. Пушкин «Пиковая дама»..

Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает племянника за то, что тот. Борис удивлен тем, что хвалят Кабановых. Кулигин называет Кабаниху. Тихон упрекает Катерину: Всегда мне за тебя достается от маменьки!...

Сочинения на произведения Островского А.Н.: Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 91989919992 Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского Гроза 3 Душевная драма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнепокровская средняя общеобразовательная школа» Урок литературы в 10 классе по теме: «А. Н. Островский. «Гроза». Символика заглавия пьесы» Подготовила:

Сочинение на тему обличие хозяев жизни в драме островского гроза Хозяева жизни (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. Фон пьесы, своеобразие Семейный и социальный конфликт в драме Гроза. Развитие понятия. Сочинение

23 июл 2011. Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается. роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.. Если душа Катерины в Грозе вырастает из

Итоговый тест по литературе в 10 классе. 1 полугодие А.Н.Островский 1. Почему действие драмы Островского «Гроза» начинается и кончается на берегу Волги? а/ Волга играет существенную роль в сюжете пьесы,

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

УДК 373.167.1:82 ББК 83.3(2Рос-Рус)я72 Е78 Е78 Ерохина, Е. Л. Учимся писать сочинение. 10 класс: рабочая тетрадь / Е. Л. Ерохина. М. : Дрофа, 2016. 116, с. ISBN 978-5-358-17175-6 Рабочая тетрадь адресована

Русский Мольер Когоназываютдобрымгениемрусскоготеатра? МОУ СОШ 15, г. Ярославль Что вам известно о драматическом роде литературы? Какова специфика драмы? Специфика драмы в том, что она предназначена для

Сочинение на тему случайна ли гибель катерины Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского Гроза) Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по Ее порыв, гибель

Сочинения Сочинения.. Последнее сочинение добавлено: 17:44 / 03.12.12. мысль семейная островского гроза сравнение любви Тихона и Бориса. 691443235794696 Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в

Сочинение на тему самодуры и их жертвы в пьесе гроза Их объединяет то, что живут они на бешеные день- Сочинение-миниатюра Значение пейзажа в пьесе Гроза. 2. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

Ласкательные, теплые, приятные слова, которые нравятся парням. Проза и стихи. «Любимый, мое сердце бьется тобой! Каждое мгновение, в котором ты есть со мной рядом, я ценю, боготворю и люблю. Тебя я люблю

Вариант 3 Часть 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1 7; 8, 9. «Гроза» А.Н. Островский Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь. Феклуша уходит.

Конспект урока литературы в 5 классе С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Цели урока: Учитель МАОУ «Кировская СОШ» Понкратова ЕЮ. расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака; учить, самостоятельно искать

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение? Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение

28 ВОПРОСОВ О ЛЮБВИ 151 ответ на вопросы о... 1 Может ли Бог проговорить девушке, что тот или иной человек будет ее мужем, тогда как девушке тот человек совсем не нравится, он не в ее вкусе? Бог никогда

Контрольная работа по теме творчество островского ответы Контрольная работа по литературе по теме Баллады Контрольный тест по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева 10 класс Вопросы

Школа читателя: формирование культуры интерпретации Валерий Игоревич Тюпа Сергей Петрович Лавлинский Школа читателя Школа драмы. Модуль 2. Часть 4. Сергей Петрович Лавлинский Школа драмы. Зачем читать

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева. Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860) Д. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864) Ап. Григорьев

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

Сочинение на тему жизнь катерины в родительском доме 1. жизнь катерины в родительском доме 2. Жизнь в доме по литературе. По теме Образ Катерины в грозе Островского по плану, он дан ниже. Презентация к

«Гроза» А.Н. Островского: трагедия светлой души в «темном царстве» «Уж сколько раз твердили миру» Именно такие слова приходят на ум, когда начинаешь говорить о пьесе «Гроза» отца русского театра А.Н. Островского.

Полина Павловна и Амстердам Глава 1 Москва В мире много интересных и красивых городов. Каждый город имеет свою историю, своих героев. Каждый город имеет свой характер и незабываемый колорит. Чем старше

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:

Павлова Наталья Никифоровна Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Две встречи и два письма Онегина и Татьяны. «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на

Модуль 1. Литература и фольклор Тема: Художественная литература и музыка виды искусства. Фольклор часть национальной культуры Вариант I Студент Группа Дата Выберите правильный ответ. 1. Поэты и писатели

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Иван Сергеевич Тургенев (28 октября 1818 22 августа 1883), русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее

Сочинение какие качества я больше всего ценю в людях больше всего ценю в людях сочинение Какие качества в человеке я ценю и Какие качества я больше ценю в людях сочинение по русскому 5 класс. классные

СПИСОК «ВОЛШЕБНЫХ» ФРАЗ ЧТОБЫ ВАШ МУЖЧИНА УДВОИЛ СВОЙ ДОХОД ВАЖНО! Обязательно к прочтению перед применением! Милые женщины! В ваших нежных руках вы сейчас держите ключ к успеху вашего мужчины! Наукой

Технологическая карта урока Предметная область Литература Класс 10 Тема урока Философская лирика А.С.Пушкина Цели урока Образовательный аспект: знание и понимание терминов «лирика», «элегия»; знание и

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по русскому

Разработала урок учитель предмета «Самопознание» ГУ «Средняя школа 29» г. Усть - Каменогорска Эрдлей А.П. Тема: «О силе любви в рассказах И. Бунина» (Интегрированный урок самопознания и литературы в 10

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Ф Е Д Е Р А Л Ь Н О Е Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р

12 класс, 2013 год Русский язык и литература (реальный профиль) СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА Тестовые задания Критерии оценивания Баллы Задание А 36 1. Озаглавьте композиционносмысловые части предложенного эпизода.

Сочинение на тему нужно ли спасать вишневый сад сочинение, Выбирай! Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин богатый купец, многим Но для этого нужно вырубить все деревья! Тема Вишневого

Сочинение на тему творить добро на радость людям Напишите сочинение-рассуждение на тему: Что такое добро, взяв в качестве тезиса Добро светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость.

Сочинение что значит быть духовно богатым человеком ПОМОГИТЕ С СОЧИНЕНИЕМ НА ТЕМУ: чему учит нас произведение Пушкина что значит быть духовно богатым человеком мини сочинение. Ru: Мини-сочинение что значит

Тематическое планирование 0 класс Год обучения 208-209 Кол-во часов -02 Кол-во Тема формы Цели обучения часов 2 2 Литература в и 2 половине 9 века лекция Знакомство с общей характеристикой и своеобразием

«Жить тысячью жизней» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г., в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова» Выполнено ученицей 8 класса Мироновой Илоной;) М. Ю. Лермонтов 1814-1841 гг Родился 3 (15) октября 1814 года в г. Москве. Родители Лермонтова

1 1 ÿíâàðÿ Íîâûé ãîä Чего вы ожидаете от наступившего года? Какие цели ставите себе, какие у вас есть планы и желания? Чего ждёте от магического ежедневника? 8 Моя цель помочь вам приобрести главный магический

Календарно тематическое планирование Предмет литература класс 0 Кол-во Тема формы Цели обучения часов 2 2 Литература в и 2 половине 9 века лекция Знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской

МКОУ «Специальная школа 106» Классный час «Нравственные ценности» Подготовила и провела: Шепелева А.С., классный руководитель 7 класса Новокузнецкий городской округ Нравственные ценности Цели Формирование

NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Педагогические науки 1 ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ Мордашова Татьяна Дмитриевна Литература всегда занимала особое место культуре любой развитой нации. Она определяет уровень

Сочинение наказание преступления по закону совести в романе преступление и наказание ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Что перевесит: кровь по совести или душа, свободная от этого периода получила тема преступления и наказания,

Тема урока: «Чувства и или разум?!» Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?... Н.М. Карамзин (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). Цели: Вспомнить текст произведения, основные понятия: сентиментализм,

Круглый стол «Узнать: для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы?» Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? Алгоритм работы 1. Представление новой формы

Женщина привлекает мужчин своим внутренним состоянием в первую очередь. Внешность ум возраст социальное положение качества характера все это по сути своей глубоко вторично. Какое же это состояние привлекающее

Цели: Образовательная продолжить формирование представлений о добре и зле как категориях светской этики Закрепляющая закрепить понятия о добре и зле как нравственных категориях; научить различать проявления

Технологическая карта урока литературного чтения. параметр описание 1 Учебный предмет, дата 26.10.13 Литературное чтение 2 Тема урока Обобщающий урок по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.

Приложение к (основной) образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа по предмету литература 10 класс МБОУ «СШ 10» Календарно-тематическое планирование (по ГОС) уроков литературы