Медицина        02.01.2021   

Почему шаламов назвал рассказ заклинатель змей. Урок по «Колымским рассказам» В

Варлам Шаламов

Заклинатель змей

Мы сидели на поваленной бурей огромной лиственнице. Деревья в краю вечной мерзлоты едва держатся за неуютную землю, и буря легко вырывает их с корнями и валит на землю. Платонов рассказывал мне историю своей здешней жизни – второй нашей жизни на этом свете. Я нахмурился при упоминании прииска «Джанхара». Я сам побывал в местах дурных и трудных, но страшная слава «Джанхары» гремела везде.

– И долго вы были на «Джанхаре»?

– Год, – сказал Платонов негромко. Глаза его сузились, морщины обозначились резче – передо мной был другой Платонов, старше первого лет на десять.

– Впрочем, трудно было только первое время, два-три месяца. Там одни воры. Я был единственным… грамотным человеком там. Я им рассказывал, «тискал романы», как говорят на блатном жаргоне, рассказывал по вечерам Дюма, Конан Дойля, Уоллеса. За это они меня кормили, одевали, и я работал мало. Вы, вероятно, тоже в свое время использовали это единственное преимущество грамотности здесь?

– Нет, – сказал я, – нет. Мне это казалось всегда последним унижением, концом. За суп я никогда не рассказывал романов. Но я знаю, что это такое. Я слышал «романистов».

– Это – осуждение? – сказал Платонов.

– Ничуть, – ответил я. – Голодному человеку можно простить многое, очень многое.

– Если я останусь жив, – произнес Платонов священную фразу, которой начинались все размышления о времени дальше завтрашнего дня, – я напишу об этом рассказ. Я уже и название придумал: «Заклинатель змей». Хорошее?

– Хорошее. Надо только дожить. Вот – главное.

Андрей Федорович Платонов, киносценарист в своей первой жизни, умер недели через три после этого разговора, умер так, как умирали многие, – взмахнул кайлом, покачнулся и упал лицом на камни. Глюкоза внутривенно, сильные сердечные средства могли бы его вернуть к жизни – он хрипел еще час-полтора, но уже затих, когда подошли носилки из больницы, и санитары унесли в морг этот маленький труп – легкий груз костей и кожи.

Я любил Платонова за то, что он не терял интереса к той жизни за синими морями, за высокими горами, от которой нас отделяло столько верст и лет и в существование которой мы уже почти не верили или, вернее, верили так, как школьники верят в существование какой-нибудь Америки. У Платонова, бог весть откуда, бывали и книжки, и, когда было не очень холодно, например в июле, он избегал разговоров на темы, которыми жило все население, – какой будет или был на обед суп, будут ли давать хлеб трижды в день или сразу с утра, будет ли завтра дождь или ясная погода.

Я любил Платонова, и я попробую сейчас написать его рассказ «Заклинатель змей».


Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка надо еще собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться, пройти две из десяти ежедневных перекличек под матерную брань конвоя, под безжалостные крики и оскорбления своих же товарищей, пока еще более сильных, чем ты, товарищей, которые тоже устали и спешат домой и сердятся из-за всякой задержки. Надо еще пройти перекличку, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами – ближний лес давно весь вырублен и сожжен. Бригада лесорубов заготовляет дрова, а шурфовые рабочие носят по бревнышку каждый. Как доставляются тяжелые бревна, которые не под силу взять даже двум людям, никто не знает. Автомашины за дровами никогда не посылаются, а лошади все стоят на конюшне по болезни. Лошадь ведь слабеет гораздо скорее, чем человек, хотя разница между ее прежним бытом и нынешним неизмеримо, конечно, меньше, чем у людей. Часто кажется, да так, наверное, оно и есть на самом деле, что человек потому и поднялся из звериного царства, стал человеком, то есть существом, которое могло придумать такие вещи, как наши острова со всей невероятностью их жизни, что он был физически выносливее любого животного. Не рука очеловечила обезьяну, не зародыш мозга, не душа – есть собаки и медведи, поступающие умней и нравственней человека. И не подчинением себе силы огня – все это было после выполнения главного условия превращения. При прочих равных условиях в свое время человек оказался значительно крепче и выносливей физически, только физически. Он был живуч как кошка – эта поговорка неверна. О кошке правильнее было бы сказать – эта тварь живуча, как человек. Лошадь не выносит месяца зимней здешней жизни в холодном помещении с многочасовой тяжелой работой на морозе. Если это не якутская лошадь. Но ведь на якутских лошадях и не работают. Их, правда, и не кормят. Они, как олени зимой, копытят снег и вытаскивают сухую прошлогоднюю траву. А человек живет. Может быть, он живет надеждами? Но ведь никаких надежд у него нет. Если он не дурак, он не может жить надеждами. Поэтому так много самоубийц.

* * *

Мы сидели на поваленной бурей огромной лиственнице. Деревья в краю вечной мерзлоты едва держатся за неуютную землю, и буря легко вырывает их с корнями и валит на землю. Платонов рассказывал мне историю своей здешней жизни – второй нашей жизни на этом свете. Я нахмурился при упоминании прииска «Джанхара». Я сам побывал в местах дурных и трудных, но страшная слава «Джанхары» гремела везде.

– И долго вы были на «Джанхаре»?

– Год, – сказал Платонов негромко. Глаза его сузились, морщины обозначились резче – передо мной был другой Платонов, старше первого лет на десять.

– Впрочем, трудно было только первое время, два-три месяца. Там одни воры. Я был единственным… грамотным человеком там. Я им рассказывал, «тискал романы», как говорят на блатном жаргоне, рассказывал по вечерам Дюма, Конан Дойля, Уоллеса. За это они меня кормили, одевали, и я работал мало. Вы, вероятно, тоже в свое время использовали это единственное преимущество грамотности здесь?

План открытого занятия по дисциплине «Литература»

Преподавателя Матвеевой Н.А.

24.05.2018 г., ауд. 218, группа Л-17-1

Тема занятия: «Тема чести и человеческого достоинства в рассказе В.Шаламова «Заклинатель змей»

Цель: Изучить и проанализировать рассказ В.Шаламова «Заклинатель змей».

Задачи:

Образовательные :

Сформировать навыки учебного труда: понимание задания, проду-
мывание хода его выполнения;

Обеспечить контроль знаний и умений по теме;

Учить рассуждать на заданную тему, аргументировать свою точку зрения;

Развивающие:

Развивать умение грамотно формулировать и выражать свои мысли;

Развивать умение анализировать художественный текст;

Развивать способность принимать и уважать точку зрения другого человека;

Развивать навыки публичного выступления

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской классической литературе, способствовать осознанию студентами ее ценности для каждого человека;

Воспитывать чувство справедливости и желание добиваться ее при необходимости;

Воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких.

Тип занятия: комбинированый

Методические приемы: дискуссия, инсценировка, рефлексия

Оборудование: Проектор, компьютер, тетради, текст произведения

Межпредметные связи: русский язык,психология, история

Содержание урока:

    Организационный момент

Готовность преподавателя к уроку

Готовность студентов к уроку

Проверка отсутствующих

    Знакомство с фактами из биографии В.Шаламова

Анализ новой информации

Соотнесение фактов из жизни писателя с современной жизнью

    Анализ лирического произведения

Выразительное чтение стихотворения «Я беден, одинок и наг»

Анализ стихотворения

    Изучение рассказа «Заклинатель змей»

Прослушивание начала рассказа (аудиозапись)

Просмотр инсценировки, подготовленной студентами

    Анализ образов героев рассказа

Лексическая работа (составление словесного портрета главного героя рассказа Платонова)

Анализ образов Федечки и Машки

    Дискуссия

Разделение группы на 2 команды, каждая из которых доказывает определенную точку зрения

    Письменное задание

- письменный ответ на вопрос

    Рефлексия

Продолжить фразу

    Домашнее задание

Чтение и анализ пьесы А.Вампилова «Старший сын»

Литература:

    Есипов В. В. Варлам Шаламов и его современники. - Вологда: Книжное наследие, 2007. - 270 с. ISBN 978-5-86402-213-9

    Шкловский Е. А. Варлам Шаламов. - М.: Знание, 1991. - 64 с. ISBN 5-07-002084-6

    http://www.aif.ru/culture/person/zhizn_v_lageryah_za_chto_sazhali_varlama_shalamova

Конспект открытого урока по дисциплине «Литература» на тему:

Здравствуйте, садитесь.

Отметить отсутствующих.

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством человека, который стал писателем и поэтом по воле судьбы, жизнь, можно сказать, заставила его рассказать своей стране правду об одном из самых страшных мест, в которые может попасть человек.

Как вы думаете, по каким причинам или же статьям уголовного кодекса сейчас люди попадают в тюрьму? (убийство, воровство, наркотики, причинение физического вреда здоровью)

Сегодня мы узнаем, по каким причинам Варлам Шаламов отбывал наказание.

Но сначала

2 сл. Варлам Шаламов родился 5 июня (18 июня) 1907 в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна, была домохозяйкой.

3 сл. В 1914 году поступил в гимназию, но завершал среднее образование уже после революции. В 1924 году, после окончания вологодской школы 2-й ступени, приехал в Москву, работал два года дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве.

4 сл. С 1926 по 1928 г. учился на факультете советского права МГУ.

Скажите, по каким причинам сейчас отчисляют из высших и среднеспециальных учебных заведений? (за пропуски, хвосты, ненадлежащее поведение)

А Варлам Шаламов был отчислен «за сокрытие социального происхождения» (укaзал, что отец - инвалид, не указав, что он священник). А, как вы понимаете, в советское время это было "страшным преступлением".

Таким образом, Варлам Шаламов не смог получить образование в стране, в которой якобы процветали свобода, равенство и братство.

Обратите внимание на выбор специальности - "Советское право".

О чем это говорит? (человек был неравнодушен к судьбе своей страны, своего народа, хотел изучать науку, призванную защищать права своих граждан и бороться с несправедливостью).

В своей автобиографической повести о детстве и юности «Четвёртая Вологда» Шаламов рассказал, как складывались его убеждения, как укреплялась его жажда справедливости и решимость бороться за неё. Юношеским его идеалом становятся народовольцы - жертвенность их подвига, героизм сопротивления всей мощи самодержавного государства. Уже в детстве сказывается художественная одарённость мальчика - он страстно читает и «проигрывает» для себя все книги - от Дюма до Канта.

5 сл. Первый арест (3 года)

19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской группе и за распространение дополнения к «Завещанию Ленина». Во внесудебном порядке как «социально вредный элемент» был приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. 19 февраля 1929 года Шаламова впервые арестовали. Своему аресту он ничуть не удивился - понимал за что. Он был среди тех, кто активно распространял завещание Ленина, его знаменитое «Письмо к съезду». В этом письме Ленин указывал на опасность концентрации власти в руках Сталина - в силу его человеческих качеств. Впрочем, других соратников в письме Ильич тоже «не жаловал». Тем не менее, письмо это всячески замалчивалось тогда. После ареста Шаламова упекли в Бутырскую тюрьму, а после на три года сослали в Вишерские лагеря. К своему аресту Шаламов по молодости лет отнесся философски. Воспринимал происходящее с ним, как школу жизни, которую необходимо пройти каждому писателю.

Какую роль в обществе играл в те далекие от нас времена писатель? (Это был человек, которого читали, слушали, которому Верили, это был глас народа). Скажите, каких людей в Наше время "слушают", уважают? (блогеры, рэперы, комики). Разница в том, что сейчас можно говорить что угодно и совсем необязательно иметь какие-либо знания и таланты. И уж тем более далеко не все знают и прочувствовали на себе то, о чем говорят.

6 сл. Второй арест (5 лет)

Вернувшись в 1932 году Шаламов, кажется, успокоился. Работал в журналах, писал очерки, рассказы. «Лагерь - отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно», - писал он. Казалось, жестокий урок усвоен. Но Шаламов не собирался мириться. Через пять лет «свободного плавания», в январе 1937 года писателя снова уличили в контрреволюционной троцкисткой деятельности. Итог - арест и пять лет лагерей . Свой второй срок он провел на Колыме. Это испытание далось ему особенно тяжело. Он неоднократно был на волосок от гибели, то и дело оказывался на больничной койке, но от своих убеждений так и не отказался. «С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, что идет планомерное истребление целой “социальной” группы - всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить», - вспоминал он.

Как вы считаете, правильно ли поступил Шаламов, продолжив свою деятельность? Не правильнее было бы задуматься о своей жизни, обрести семью и построить свою жизнь по другому, счастливому сценарию?

7 сл. Третий арест

22 июня 1943 года его повторно осудили на десять лет за антисоветскую агитацию, состоявшую - по словам самого писателя - в том, что он назвал Бунина русским классиком: «…я был осуждён в войну за заявление, что Бунин - русский классик».

На свободу он вышел, когда началась война. Шаламов понимал, что, несмотря на тяжелое военное положение в стране, власть его просто так не оставит. Оказался прав. Менее чем через год его осудили в третий раз - уже на 10 лет. Предлог был смехотворный: Шаламов публично назвал Бунина русским классиком. Власть усмотрела в этом заявлении антисоветскую пропаганду, и уже не стала церемониться с писателем. Видимо, для подстраховки согласно обвинениям Е. Б. Кривицкого и И. П. Заславского, лжесвидетелей на нескольких других процессах, в «восхвалении гитлеровского вооружения».

Иван Бунин не поддерживал революцию и вынужден был покинуть страну, чтобы избежать репрессий.

Скажите, осознавал ли Шаламов опасность своего заявления? (Вряд ли. Ведь он оценивал творчество Писателя, которое было далеко от политики, а не его взгляды на государственное устройство). Но опять-таки его честность, жажда справедливости не давали ему выбора.

8 сл. В 1951 году Шаламов был освобождён из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву. С 1946 года, окончив восьмимесячные фельдшерские курсы, стал работать в Центральной больнице для заключённых на левом берегу Колымы в посёлке Дебин и на лесной «командировке» лесорубов до 1953 года. Это спасло ему жизнь. Своей карьерой фельдшера Шаламов обязан врачу А. М. Пантюхову, который лично рекомендовал Шаламова на курсы фельдшеров.

9 сл. Выйдя на свободу, Шаламов погрузился в литературу. Естественно, в основу его произведений лег полученный им в лагерях опыт. «Не знаю, состоялся бы я как писатель, если бы не те годы бесконечного ужаса и унижений, проведенных мной в лагерях», - говорил он.

А сейчас давайте послушаем современников и людей, знавших лично Варлама Шаламова (видео, 5 мин.)

10 сл.

Я беден, одинок и наг

Я беден, одинок и наг,
Лишен огня.
Сиреневый полярный мрак
Вокруг меня.

Я доверяю бледной тьме
Мои стихи.
У ней едва ли на уме
Мои грехи.

И бронхи рвет мои мороз
И сводит рот.
И, точно камни, капли слез
И мерзлый пот.

Я говорю мои стихи,
Я их кричу.
Деревья, голы и глухи,
Страшны чуть-чуть.

И только эхо с дальних гор
Звучит в ушах,
И полной грудью мне легко
Опять дышать.

11 сл. - Последние три года жизни стали для Шаламова, по сути, также тюремными. Будучи тяжелобольным человеком, страдавшим слабоумием, он был помещен в Дом престарелых и инвалидов. Его лишили права не только на достойную жизнь, но и на достойную смерть. 17 января 1982 года Шаламов скончался от воспаления легких. Проводить его в последний путь пришло около 150 человек.

12 сл. в был открыт астероид главного пояса и назван 3408 Шаламов в честь , русского прозаика и поэта, создателя цикла литературных циклов о . Пожалуй, космос - единственное место, где царит справедливость и сияют пусть не признанные на Земле, зато Настоящие звезды.

Помните, самое главное: лагерь - отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку - ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел - надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде.

Пожалуй, главным произведением в творчестве Варлама Шаламова стали «Колымские рассказы», которые он писал с 1954 по 1973 год. Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978 году. В СССР в основном опубликованы только в 1988-1990 годах.

Перерыв

Аудиозапись (фрагмент рассказа)

Инсценировка

Составление словесного портрета Платонова

Давайте подберем эпитеты к герою рассказа Платонову. Назовите и запишите прилагательные, характеризующие этого героя. Каким он перед нами предстает?

Был ли Платонов просветителем или же таким же, как Машка? Почему? (Развлекал местных авторитетов и служил им). Но развлекать ведь можно по-разному: петь матерные частушки, например. Он же прививал им культуру, знакомил их с великой литературой. Или нет?

Мог ли Платонов отказаться от чтения?

Анализ образа Машки.

? Как вы оцениваете поведение Машки?

Почему он так себя ведет?

Был ли у него возможность вести себя по-другому в данных условиях?

Характеристика образа Федечки.

? Кто такой Федечка?

Почему Федечка почти заискивающе улыбнулся, когда узнал, что Платонов умеет читать романы, ведь 5 минут назад он ему угрожал?

Почему он не приказал читать, ведь у него была власть над всеми присутствующими. (Платонов был единственным источником знаний, а для воров - развлечений. Он был, можно сказать, интернетом, если переводить на современную жизнь).

Дискуссия.

А сейчас я попрошу вас разделиться на 2 команды.

Ваша задача доказать либо опровергнуть утверждение, которое можно назвать пословицей. «Голодному человеку можно простить многое, очень многое»

Это слова главного героя. (раздать бумажки). По одному аргументу.

Спасибо за ваши мнения.

Отбывать наказание в тюрьме - само по себе тяжелое испытание, но Колыма - это место, где нужно было выживать, преодолевая себя каждый день, работая почти сутками на страшном морозе.

Обратимся к тексту рассказа.

Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка надо еще собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться, пройти две из десяти ежедневных перекличек под матерную брань конвоя, под безжалостные крики и оскорбления своих же товарищей, пока еще более сильных, чем ты, товарищей, которые тоже устали и спешат домой и сердятся из-за всякой задержки. Надо еще пройти перекличку, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами – ближний лес давно весь вырублен и сожжен. Бригада лесорубов заготовляет дрова, а шурфовые рабочие носят по бревнышку каждый. Как доставляются тяжелые бревна, которые не под силу взять даже двум людям, никто не знает.

Скажите, какое самое выносливое существо на земле? Может быть, лошадь? Мощность двигателя автомобиля измеряют лошадиными силами.

Автомашины за дровами никогда не посылаются, а лошади все стоят на конюшне по болезни. Лошадь ведь слабеет гораздо скорее, чем человек, хотя разница между ее прежним бытом и нынешним неизмеримо, конечно, меньше, чем у людей. Часто кажется, да так, наверное, оно и есть на самом деле, что человек потому и поднялся из звериного царства, стал человеком, то есть существом, которое могло придумать такие вещи, как наши острова со всей невероятностью их жизни, что он был физически выносливее любого животного. Не рука очеловечила обезьяну, не зародыш мозга, не душа – есть собаки и медведи, поступающие умней и нравственней человека. И не подчинением себе силы огня – все это было после выполнения главного условия превращения. При прочих равных условиях в свое время человек оказался значительно крепче и выносливей физически, только физически. Он был живуч как кошка – эта поговорка неверна. О кошке правильнее было бы сказать – эта тварь живуча, как человек. Лошадь не выносит месяца зимней здешней жизни в холодном помещении с многочасовой тяжелой работой на морозе. Если это не якутская лошадь. Но ведь на якутских лошадях и не работают. Их, правда, и не кормят. Они, как олени зимой, копытят снег и вытаскивают сухую прошлогоднюю траву. А человек живет. Может быть, он живет надеждами? Но ведь никаких надежд у него нет. Если он не дурак, он не может жить надеждами. Поэтому так много самоубийц.

Но чувство самосохранения, цепкость к жизни, физическая именно цепкость, которой подчинено и сознание, спасает его. Он живет тем же, чем живет камень, дерево, птица, собака. Но он цепляется за жизнь крепче, чем они. И он выносливей любого животного.

Поэтому когда люди говорят: "Я этого не выдержу" - это неправда.

Как сказал герой одного известного советского фильма: "Каждый человек способен на многое, но далеко не каждый знает, на ЧТО он способен". Помните это, когда начинает себя жалеть и думать, что вам хуже всех на свете и вы не переживете этого.

Письменный ответ на вопрос:

? О чем я задумался после изучения биографии Варлама Шаламова и рассказа "Заклинатель змей"?

Рефлексия

Продолжите фразу:

- Я осознал, что...

- Я задумался о...

- Я понял, как...

- Я смог...

- Я понял, что...

- Я сделал вывод, что я...

- Мне было интересно...

- Мне было трудно...

- Мне захотелось...

- У меня возникло желание...

Домашнее задание.

Закончить наше занятие я бы хотела словами советского инженера, доктора технических наук, профессора Юрия Шнейдера о Шаламове: "Он никогда ничего не писал против совести".

Хочу пожелать вам в своей никогда ничего в своей жизни не делать против совести.



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Платошинская средняя общеобразовательная школа

Пермского района Пермского края

Конспект урока по литературе

в 11 классе

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Елена Ивановна

Платошино, 2014 г.

Тема урока:

судьба человека в тоталитарном государстве

(по книге В.Т. Шаламова «Колымские рассказы»)

Цели урока:
    на примере рассказов В.Т. Шаламова выяснить, какова судьба человека в тоталитарном государстве; попытаться найти ответ на вопрос: «Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?»

Оформление доски:

Жизнь в глубинах своих, в своих подземных Течениях осталась и навсегда будет прежней – Жаждой настоящей правды, тоскующей о правде.

В. Шаламов – Б. Пастернаку

Здесь хоронят раньше душу, Сажая тело на замок. В. Шаламов

Рисунок: Рисунок:

Тюремная вышка Горящая свеча, опутанная колючей проволокой. Слова: РЕПРЕССИЯ ДОЛГ ТОТАЛИТАРИЗМ ДОСТОИНСТВО СОВЕСТЬ ЛЮБОВЬ

(Эти слова появятся на доске

в конце урока, когда будут

сделаны выводы)

Сообщение темы урока.

Назовите ключевые слова в названии темы урока.

(Учащиеся называют слова «государство», «человек»).

Выясняем, что входит в понятия: «государство», «тоталитарное государство» (на доске появляются слова: репрессия, тоталитаризм). Приходим к выводу, что государство – это власть , человек – частичка народа.

Как выстраиваются эти отношения (государство – человек), как влияют на судьбу человека, рассмотрим на примере рассказов В.Т. Шаламова.

Сообщение ученицы о судьбе В.Т. Шаламова. (При подготовке сообщения использована книга Шкловского Е.А. «Варлам Шаламов»).

Слово учителя:

Перед нами трагедия исковерканной жизни, судьба одного из мучеников не вражеских, а своих концлагерей и в то же время единственная и неповторимая судьба писателя. Вот выдержка одного из писем В. Шаламова известному писателю и поэту Б.Пастернаку. (Обращаем внимание на эпиграф). Эту настоящую правду донёс до нас писатель в своих коротких рассказах. Выжил, чтобы поведать нам, что пришлось испытать ему и многим миллионам людей.

Произведения В.Шаламова можно назвать «энциклопедией колымской жизни». Каждое имеет название, но все объединены в цикл «Колымские рассказы». Это не только общее название, указывающее на место действия, но и, по словам автора, «страстное повествование о разрушении человека», о «растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня всё чётче, что можно, оказывается, жить без мяса, без сахару, без одежды, без обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга».

Выясняется большинством, но все ли это открытие воспринимали как норму?

ГУЛАГ – главное управление лагерями. Государство в государстве. В лагере была создана целая система физического и нравственного уничтожения человека.

В своей книге В. Шаламов пишет: «Самым страшным был холод. Ведь активировали только мороз свыше 55 градусов. Ловили этот 56 градус Цельсия, который определялся по плевку, стынущему на лету. Голод – вторая сила, разрушающая человека; за 2 недели человек «доходил». Третья сила – отсутствие силы. Не дают спать, рабочий день – 14 часов (приказ в 1938 г.). Побои – четвёртая сила. Доходягу бьют все: конвой, нарядчик, бригадир, блатарь, командир роты. Доходягой ты становишься тогда, когда ослабел из-за непосильного труда, без сна, на тяжёлой работе при 50-градусном морозе».

(Учащимся объясняется значение слова «блатарь», часто употребляемого в рассказах Шаламова).

Представление о жизни на Колыме складывается из реальных случаев:

«Беглец, которого поймали в тайге и застрелили «оперативники». Отрубили обе кисти, чтобы не возить труп за несколько вёрст печатать. А беглец поднялся и доплёлся до нашей избушки».

«Ворот отверстия штольни. Брёвно, которым ворот вращают, и семь измученных ходят по кругу вместо лошади. И у костра – конвоир».

Самая тяжёлая участь выпала на долю людей, осуждённым по статье 58 (политический заключённый, «враг народа»).

Постановка проблемы:

Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком? – вот главный вопрос, на который попытаемся найти ответ.

Анализ рассказа «На представку»(1956 г.)

Выясняем смысл названия рассказа.

Какие художественные средства использует автор, чтобы показать нам жизнь заключённых?

Описание барака : «В правом углу барака на нижних нарах были разостланы разноцветные ватные одеяла. В угловому столбу прикручена проволокой горящая «колымка» - самодельная лампочка на бензиновом паре». «На одеялах лежала грязная пуховая подушка» .

В.Шаламов подробно рассказывает об изготовлении тюремных карт. Это целая наука!

Сравним портретные характеристики играющих в карты:

Севочка «грязная рука с тонкими, белыми, нерабочими пальцами. Ноготь мизинца был сверхъестественной величины – тоже блатарский шик» , «липкие и грязные светлые волосы» , «низкий, без единой морщинки лоб, жёлтые кустики бровей, ротик бантиком» всё это придавало его физиономии важное качество внешности вора – незаметность» . Шулер.

Наумов «черноволосый малый с страдальческим выражением чёрных, глубоко запавших глаз» , железнодорожный вор.

Приходим к выводу, что Севочка – «хозяин» положения. Об этом свидетельствуют авторские характеристики реплик персонажей:

Севочка: «…процедил сквозь зубы… с бесконечным презрением…»

«… твёрдо сказал»

«…живо сказал»

Наумов: «…раздалась громкая многословная ругань…»

«…хрипло сказал Наумов»

«…закричал Наумов»

«..заискивающе сказал…»

Какая «мысль сверкнула в мозгу Наумова»?

Наумов решил играть на вещи Гаркунова, инженера-текстильщика, попавшего на Колыму по ст.58 как враг народа. Цинично звучат его слова: «Ну-ка снимай».

Как можно объяснить поведение Наумова: он только что унизительно заискивал перед Севочкой, а теперь унижает Гаркунова?

Что значит для него свитер?

(Это ниточка, связывающая его с прежней жизнью, дающая надежду выжить).

Тонкой оказалась ниточка, как беззащитная человеческая жизнь, игрушка в руках нелюдей. В одном абзаце – судьба человека, его прошлое настоящее и будущее. В этом и заключается мастерство Шаламова – писателя.)

Какие строки вас особенно потрясли?

(«Сашка растянул руки убитого, разорвал нательную рубашку и стянул свитер через голову. Свитер был красный, и кровь на нём была едва заметна. Севочка бережно, чтобы не запачкать пальцев, сложил свитер в фанерный чемодан». Потрясает отношение к человеку. Смерть воспринимается как обычное явление, утратившее трагизм).

Гаркунова убили. Будет ли наказан убийца?

Обращаем внимание на начало рассказа: «Играли в карты у коногона Наумова. Дежурные надзиратели никогда не заглядывали в барак коногонов, справедливо полагая свою главную службу в наблюдении за осужденными по пятьдесят восьмой статье. Лошадей, как правило, контрреволюционерам не доверяли».

О чём заставил вас задуматься этот рассказ?

Слово учителя:

Следующий рассказ тоже о власти «блатарей» над «врагами народа».

Справка: «блатарь - отказчик от работы, извечный враг любого государства, вдруг превращается в друга государства, в объект перековки» («Колымские рассказы»). За высокий процент выработки этих заключённых (воров, убийц…) освобождали из мест заключения. Оказалось, что «друзья народа», какими оказывались рецидивисты, официально выполняют норму 300% и подлежат досрочному освобождению. А 300% - чужая кровь. Всякий осуждённый за бытовое преступление знал, что его преступление вовсе не считается преступлением в лагере. Напротив, заключённый убийца чувствует поддержку государства – ведь он «бытовик», а не враг народа.

«Друзьям» народа государство поручало перевоспитание тех, кто попал на Колыму по 58-й статье.

Анализ рассказа «Заклинатель змей» (1954 г.)

О чём этот рассказ?

Опираясь на слово писателя, давайте представим один день из жизни заключённого Платонова.

«Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка нужно было собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами». Создаётся впечатление безысходности, кажется, что никогда не будет отдыха уставшему телу. Платонов размышляет о человеческой выносливости: «Лошадь не выносит месяца здешней жизни в холодном помещении с многочасовой работой на морозе.… А человек живёт…» .

Почему?

Ответ на этот вопрос находим в раздумьях Платонова: «…он цепляется за жизнь».

Почему Платонову не удаётся отдохнуть в бараке после трудного дня?

Зачитайте разговор Платонова с Федечкой. Что потрясает?

Как и в предыдущем рассказе, Федечка - вор, хозяин положения.

Федечка называет Платонова Иваном Ивановичем, для него такие, как Платонов, Иваны Ивановичи, этим он обезличивает людей, они для него твари: «Иди, тварь. Иди, ложись к параше. Там будет твоё место. А будешь кричать – удавим…». Это и потрясает.

Шаламов использует в его имени уменьшительно-ласкательный суффикс. В этом заключается авторская ирония.

Какое чувство испытывает Платонов?

Есть ли у него выход?

Страшна судьба единственно грамотного человека на прииске. Он вынужден пересказывать ворам Дюма, Конан Дойля.… За это его кормят, одевают. Это тоже унижение ради миски «супчика», которым пожалует его Федечка, он ведь юшки не ест.

«Голодному человеку можно простить многое, очень многое».

А вы, ребята?

В чём смысл названия рассказа? Удалась ли Платонову роль заклинателя змей?

Слово учителя:

Страшным, ненасытным чудовищем предстаёт архипелаг Гулаг. Почти в каждом рассказе В. Шаламова – смерть.

Такой звонкой пощёчиной стал рассказ «Надгробное слово».

Выразительное чтение учеником фрагмента рассказа.

- Что вас взволновало в этом рассказе?

Особенно потрясают строки:

«- А я, - и голос его (Володи Добровольцева) был покоен и нетороплив, - хотел бы быть обрубком. Человеческим обрубком, понимаете, без рук, без ног. Тогда я бы нашёл в себе силу плюнуть им в рожу за всё, что они делают с нами…».

На фоне музыки ученик читает стихотворение В. Шаламова:

Отвали этот камень серый, Загораживающий путь, И войди в глубину пещеры На страданья мои взглянуть.
Ржавой цепью к скале прикован И похожий на мертвеца, Этой боли многовековой Не предвидится и конца.
Наши судьбы – простые маски Той единой, большой судьбы. Сказки той, что, боясь огласки, Приковали к стене рабы.
Итоги урока: - Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком? Учащиеся обращают внимание на слова В.Шаламова: «Здесь хоронят раньше душу, сажая тело на замок». - Что даёт человеку силы? На доске появляются слова: долг, любовь, терпение, достоинство, совесть. - Перед названием темы урока поставлен знак вопроса. Так какова же судьба человека в тоталитарном государстве? - В чём её трагизм?
Домашнее задание: сочинение «Мои размышления после урока».

Список использованной литературы

1. Из «Колымских тетрадей», (1937-1956): Стихи // Знамя. 1993. №1.

2. «Разговоры о самом главном…»: Переписка Б. Л. Пастернака и В. Т. Шаламова / Публ., вступ. слово и коммент. И. Сиротинской // Юность. 1988. №10.

3. Шаламов В.Т. Колымские рассказы / Публ. И. Сиротинской // Юность. 1988. №10.

4. Шкловский Е.А. «Варлам Шаламов». - М.: Знание, 1991

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Шрифт:

100% +

Варлам Шаламов
Заклинатель змей

* * *

Мы сидели на поваленной бурей огромной лиственнице. Деревья в краю вечной мерзлоты едва держатся за неуютную землю, и буря легко вырывает их с корнями и валит на землю. Платонов рассказывал мне историю своей здешней жизни – второй нашей жизни на этом свете. Я нахмурился при упоминании прииска «Джанхара». Я сам побывал в местах дурных и трудных, но страшная слава «Джанхары» гремела везде.

– И долго вы были на «Джанхаре»?

– Год, – сказал Платонов негромко. Глаза его сузились, морщины обозначились резче – передо мной был другой Платонов, старше первого лет на десять.

– Впрочем, трудно было только первое время, два-три месяца. Там одни воры. Я был единственным… грамотным человеком там. Я им рассказывал, «тискал романы», как говорят на блатном жаргоне, рассказывал по вечерам Дюма, Конан Дойля, Уоллеса. За это они меня кормили, одевали, и я работал мало. Вы, вероятно, тоже в свое время использовали это единственное преимущество грамотности здесь?

– Нет, – сказал я, – нет. Мне это казалось всегда последним унижением, концом. За суп я никогда не рассказывал романов. Но я знаю, что это такое. Я слышал «романистов».

– Это – осуждение? – сказал Платонов.

– Ничуть, – ответил я. – Голодному человеку можно простить многое, очень многое.

– Если я останусь жив, – произнес Платонов священную фразу, которой начинались все размышления о времени дальше завтрашнего дня, – я напишу об этом рассказ. Я уже и название придумал: «Заклинатель змей». Хорошее?

– Хорошее. Надо только дожить. Вот – главное.

Андрей Федорович Платонов, киносценарист в своей первой жизни, умер недели через три после этого разговора, умер так, как умирали многие, – взмахнул кайлом, покачнулся и упал лицом на камни. Глюкоза внутривенно, сильные сердечные средства могли бы его вернуть к жизни – он хрипел еще час-полтора, но уже затих, когда подошли носилки из больницы, и санитары унесли в морг этот маленький труп – легкий груз костей и кожи.

Я любил Платонова за то, что он не терял интереса к той жизни за синими морями, за высокими горами, от которой нас отделяло столько верст и лет и в существование которой мы уже почти не верили или, вернее, верили так, как школьники верят в существование какой-нибудь Америки. У Платонова, бог весть откуда, бывали и книжки, и, когда было не очень холодно, например в июле, он избегал разговоров на темы, которыми жило все население, – какой будет или был на обед суп, будут ли давать хлеб трижды в день или сразу с утра, будет ли завтра дождь или ясная погода.

Я любил Платонова, и я попробую сейчас написать его рассказ «Заклинатель змей».


Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка надо еще собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться, пройти две из десяти ежедневных перекличек под матерную брань конвоя, под безжалостные крики и оскорбления своих же товарищей, пока еще более сильных, чем ты, товарищей, которые тоже устали и спешат домой и сердятся из-за всякой задержки. Надо еще пройти перекличку, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами – ближний лес давно весь вырублен и сожжен. Бригада лесорубов заготовляет дрова, а шурфовые рабочие носят по бревнышку каждый. Как доставляются тяжелые бревна, которые не под силу взять даже двум людям, никто не знает. Автомашины за дровами никогда не посылаются, а лошади все стоят на конюшне по болезни. Лошадь ведь слабеет гораздо скорее, чем человек, хотя разница между ее прежним бытом и нынешним неизмеримо, конечно, меньше, чем у людей. Часто кажется, да так, наверное, оно и есть на самом деле, что человек потому и поднялся из звериного царства, стал человеком, то есть существом, которое могло придумать такие вещи, как наши острова со всей невероятностью их жизни, что он был физически выносливее любого животного. Не рука очеловечила обезьяну, не зародыш мозга, не душа – есть собаки и медведи, поступающие умней и нравственней человека. И не подчинением себе силы огня – все это было после выполнения главного условия превращения. При прочих равных условиях в свое время человек оказался значительно крепче и выносливей физически, только физически. Он был живуч как кошка – эта поговорка неверна. О кошке правильнее было бы сказать – эта тварь живуча, как человек. Лошадь не выносит месяца зимней здешней жизни в холодном помещении с многочасовой тяжелой работой на морозе. Если это не якутская лошадь. Но ведь на якутск

конец ознакомительного фрагмента