Отношения        10.12.2020   

Анализ 6 главы мертвые души гоголя. Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек»

(по 6 главе поэмы Гоголя «Мертвые души»)

Развить образное воображение, а также навыки сопоставительного анализа.

Воспитание чувства ответственности за свою судьбу.

Ход урока

    Орг. момент

    Повторение

На прошлом уроке мы говорили о том, что гоголевский Чичиков не случайно заблудился и, прежде чем попасть к Собакевичу, оказался у Коробочки и Ноздрева.

Что такое градация?

С какой целью он прибегает к подобной композиции?

Глядя на иллюстрации, расскажите, как уменьшается «человеческое», «живое» в этих персонажах.

III. Работа с текстом художественного произведения

Сегодня на уроке мы вместе с Чичиковым познакомимся с последним в этом ряду помещиком - с Плюшкиным. Мы попытаемся понять, почему он замыкает этот ряд и почему Гоголь называет его «прорехой на человечестве», т. е. дыркой, пустым местом.

Для ответа на эти вопросы мы обратимся к тексту произведения и посмотрим, на какие детали обращает внимание автор, изображая Плюшкина. Как эти детали помогают понять характер героя и авторский замысел.

1. Деревья и сад Плюшкина.

2. Портрет Плюшкина.

З. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь.

4. Гоголь о Плюшкине.

Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем: это, в полном смысле этого слова, "мертвая душа". К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6-й главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

1. В чем смысл фамилии этого гоголевского героя? (Она подчеркивает «сплющенность», искаженность героя и его души. У него одна забота - собирает всякое добро и гноит его, да еще и следит, чтобы никто не украл. Всего много и все пропадает, ветшает, все в запустении.)

2. С чего начинается наше знакомство с Плюшкиным? (С описания деревни) Прочитайте его.
Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой с « особенной ветхостью деревенских изб»: «Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр». Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном».

Какое впечатление производит деревня, как добивается Гоголь этого? (Использует сравнение: "многие крыши сквозили, как решето", "на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер", "окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном")

Словарная работа: зипун - крестьянский кафтан из домодельного сукна.

Что привлекает ещё наше внимание? (Две церкви) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при их описании? (Эпитеты: "опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся")

3. А каков же господский дом?

Прочитаем описание дома и сада Плюшкина со слов: «Частями стал выказываться господский дом...» до слов: «...ибо в железной петле висел замок-исполин».стр. 103-105

Обратим внимание на детали, сопровождающие это описание. Почему дом Плюшкина сравнивается с замком? (В этом проявляется ирония автора - рыцарские времена прошли. Нет ничего, что оживляло бы эту картину - здесь все словно вымерло. Замок-исполин - символ подозрительности хозяина, который все запирает.)

(Сравнение - "дряхлый инвалид", антитеза: "замок - инвалид")

А окна зачем так подробно описывает Гоголь? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян) Что на основании этого можно сказать о помещике? (Хозяин поместья абсолютно не заботится не только о своих крестьянах, но и состояние собственного жилища мало его интересует)
Все страшно, невыразительно.

Один только сад был живописно красив. Использование оксюморона: сад "один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении")

В какой тональности описан сад? Чьими глазами мы его видим? (Глазами Чичикова) Но эта красота- красота заброшенного кладбища

Есть ли в нём признаки жизни? О чём говорит описание сада? (Не всегда поместье Плюшкина было таким, как сейчас)

Есть ли ещё какие-нибудь постройки в имении? О чём это говорит? ("Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере:")

4. И вот на этом фоне предстает перед Чичиковым странная фигура:

Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: «Лицо его не представляло ничего особенного...только никак не галстук» стр. 107-108 (Внешность Плюшкина такова, что Чичиков, увидев его у церкви, не удержался бы и подал медный грош.

«Какая самая живописная деталь портрета? Первое название Плюшкина - «фигура». Чичикову непонятно, кто перед ним - «баба или мужик», во всяком случае не помещик. Чичиков подумал, что это ключница.

Какая деталь в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему? (Это глаза: «маленькие глазки еще не потухнули... как мыши...» Но эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а животную, здесь передана бойкая юркость и подозрительность маленького зверька.)

Одежда Плюшкина похожа на одежду нищего: "словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош.

Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которого кладовые и амбары полны всякого добра. Однако все это добро превращалось в труху, так как охватившая ГIлюшкина скупость затмила практический ум когда-то хорошего хозяина

Есть ли противоречивые детали в описание портрета? (Раньше Плюшкин был другим: "Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познание света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать:")

Как называет Гоголь своего героя? ("и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве") А как вы понимаете это выражение? Что такое прореха?

Словарная работа: прореха - 1. Дыра на одежде прорванное место. Карман с прорехой. 2. перен. Недостаток упущение (разг.). Прорехи в хозяйстве. 3. Передний разрез у брюк. || уменьш. прорешка -и ж. (к 1 и 3 знач.).

Что же, по вашему, тогда "прореха на человечестве"? (Что-то ненормальное, патологическое)

5. Какие детали выделим при описании интерьера? (Живописная куча, которая говорит о невероятной скупости Плюшкина)

Чтение фрагмента со слов: «Он вступил в темные широкие сени...» стр. 106 Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме? (В доме Плюшкина темно, пыльно, на Чичикова подуло холодом, как из погреба. Во всем беспорядок, а в углу комнаты куча хлама, из которой торчит кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

Заметная деталь - остановившиеся часы: в доме Плюшкина умерло время, остановилась жизнь.)

Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (У автора была надежда, что этот герой способен нравственно измениться. Видимо, не случайно поэтому он дан последним в галерее помещиков.

Есть и другая точка зрения: среди всех помещиков.

Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)

6. Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя. Стр. 109 (Сравнение с «трудолюбивым пауком» говорит о том, что Гоголь не стремится превратить Плюшкина в лицо трагическое. Писатель завершает свой рассказ о прошлом Плюшкина словами: «...подобное явление редко попадается на Руси...» Паук, явление - эти сравнения говорят о мертвенности натуры Плюшкина. Лицо Плюшкина Гоголь прямо называет «деревянным», хоть и скользит однажды на нем «теплый луч - бледное отражение чувства».)

7. Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина? «Я давненько не вижу гостей...» стр. 112и «Поставь самовар, слышишь, да вот возьми ключ да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую...»)

8. Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова «платить подати за всех крестьян»? Чтение со слов: «Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина. Он вытаращив глаза, долго смотрел на него...» стр113

9. Почему после такого приёма Чичиков был «в самом веселом расположении духа»? (Настоящим подарком для него были не только мёртвые, но и беглые «всего двести с лишком человек», купленные по цене в 30 копеек.)

Читая VI главу, нельзя не обратить внимания на ее лирическую тональность. Начинается она лирическим отступлением о молодости, главная черта которой любопытство; зрелость и старость же несут человеку равнодушие. Голос автора прорывается и в рассказе о Плюшкине, например: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!..», и это восклицание завершается пламенным обращением к молодым людям: «Забирайте же с собою в путь... все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…»

Отношения Плюшкина с откупщикам, хождение по селу за сбором всякой дряни говорили о том, что скряжничество привело Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне мрут, как мухи, десятками числятся в бегах. Вещи для него дороже людей, в которых он видит лишь мошенников и воров.
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! » - восклицает Гоголь.

В образе Плюшкина воплощена бессмысленность накопительства и скупости

6. Подведение итогов урока.

Коллективное обсуждение проблемы уроков.

1. Что объединяет героев глав о помещиках? (Каждый из героев индивидуален, в каждом есть какая-то «дьявольская» энергия, ведь вокруг них все приобретает их черты: вокруг Ноздрева отдает трактиром, скандалом, у Собакевича каждая вещь говорит: «...и я тоже Собакевич!» Вокруг Манилова даже пейзаж и погода имеют какую-то сероватую неопределенность. То же можно сказать о Коробочке и Плюшкине.

Ведет сюжет Чичиков. Он связывает воедино все события и человеческие судьбы. Каждая глава расширяет наши представления и о Чичикове.)

2. Для чего Гоголь строит главы II-VI примерно по одному плану (окрестности усадьбы и сама усадьба, интерьер дома, описание внешности героя, встреча хозяина и гостя, беседа о знакомых, обед, сцена купли-продажи мертвых душ)? В чем вы видите смысл такого построения глав? (Повторяющийся план глав создает ощущение однотипности изображаемых явлений. Кроме того, описание строится таким образом, что позволяет охарактеризовать личности помещиков.)

7. Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок.

Домашнее задание.

Чтение глав I, VII, VIII, IХ, Х.(губернский город в поэме)

Анализ 6 главы мёртвые души и получил лучший ответ

Ответ от Любительница музыки[гуру]

Чичиков, подъезжая к селу, видит множество изб и улиц. Но он замечает какую-то особую ветхость крестьянских домов: гнилые бревна, дырявые крыши. Господский дом тоже оставил не лучшие впечатления, так как «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»: два окна из всех были открыты, да и то залатанные. Только сад «один был вполне живописен в своем картинном запустении». Природа берет свое, все в ней свободно и красиво.
Но от созерцания природной красоты Чичикову пришлось отказаться, чтобы переключиться на помещичий дом и самого хозяина. Вблизи дом оказался еще печальнее, чем издали. Время потрудилось над ним на славу: «Ничего не заметно было оживляющего картину – ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!». Все это было довольно странно и удивительно для Чичикова.
Однако Павел Иванович удивился еще больше, когда увидел фигуру «ключницы», которая отправила его в дом. Но и это было не последнее, что удивило гостя.
Беспорядок в комнатах был необыкновенным. Здесь было навалено множество вещей, начиная от мебели и заканчивая «множеством всякой всячины»: «лимон, весь высохший», рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, кусочек где-то поднятой тряпки и другой, никому не нужный хлам. Все это напоминало кладовую мелкого воришки: «Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо».
Однако ничто не сравнится с тем потрясением, которое испытал Чичиков, когда узнал, что эта «ключница» на самом деле и есть богатейший помещик Плюшкин. Узнав это, наш герой невольно отступил назад.
Из портретной характеристики Плюшкина мы узнаем, что это был худощавый старик, разве что подбородок его заметно выдавался вперед: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши».
Одежда его ничем не отличалась от нищенской. Можно было просто подумать, что это обедневший помещик. Но мы видим глазами Чичикова все добро, буквально заполонившее комнаты Плюшкина. К тому же, у этого помещика было около тысячи душ, амбары ломились от обилия товаров. Только вот все давно уже пропало.
Чичиков не знал, с чего начать разговор. Он привык начинать так: «Наслышан о добродетели и редких свойствах души, почел долгом принести лично дань уважения…». Однако это был не тот случай. Ни о каких «редких свойствах души» не могло быть и речи, так как Плюшкин – самая что ни на есть мертвая душа. «Экономия» и «порядок» - вот с чего решил начать Чичиков. Хотя в доме у Плюшкина царили, конечно же, скупость и беспорядок.
Плюшкин сразу же ясно дал понять, что незваный гость не должен рассчитывать на угощение и даже на сено для лошади. Деловой разговор героев шел довольно ровно, хотя поначалу предложение Чичикова удивило Плюшкина.
Интересно проследить за сменой выражения лица старика. «Радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его» от осознания того, что Чичиков готов платить подати за умерших крестьян, сменилась озабоченным выражением лица. Наконец, герой стал посматривать на Чичикова с подозрением. Но все же вскоре он успокоился, правда, ненадолго. Каждая вещь в доме Плюшкина доказывала, что жадности его нет границ: это и ликерчик столетней давности, и бумажечка, и свеча, замененная лучинкой, и сухарь, к которому Чичиков, естественно, не притронулся.
Как же человек мог дойти до такого? Ответ находится в истории жизни Плюшкина. Следует отметить, что Гоголь в своей поэме дает биографии только двух людей: Чичикова и Плюшкина. Чичиков – главное действующее лицо в поэме. А при чем же здесь Плюшкин? Просто это последняя стадия омертвения человека, когда скупость все подминает под себя.

К значению названия поэмы Н. В. Гоголя можно подойти с разных сторон. Прямое значение словосочетания «мёртвые души» - числимые только на бумаге крепостные люди. Есть и переносное значение этого выражения – люди с умершей душой, люди бесчувственные, бесчеловечные. Такими «мертвыми душами» можно считать всех помещиков, выведенных на сцену в поэме.

Появление помещиков перед читателем имеет символическое значение: они расположены по степени омертвения человеческой души. Мы встречаемся сначала с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, а затем – с Плюшкиным. Почему же Плюшкин является последним из всех, кого посещает Чичиков? Обратимся к эпизоду посещения Чичиковым Плюшкина в шестой главе романа.

Чичиков, подъезжая к селу, видит множество изб и улиц. Но он замечает какую-то особую ветхость крестьянских домов: гнилые бревна, дырявые крыши. Господский дом тоже оставил не лучшие впечатления, так как «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»: два окна из всех были открыты, да и то залатанные. Только сад «один был вполне живописен в своем картинном запустении». Природа берет свое, все в ней свободно и красиво.

Но от созерцания природной красоты Чичикову пришлось отказаться, чтобы переключиться на помещичий дом и самого хозяина. Вблизи дом оказался еще печальнее, чем издали. Время потрудилось над ним на славу: «Ничего не заметно было оживляющего картину – ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!». Все это было довольно странно и удивительно для Чичикова.

Однако Павел Иванович удивился еще больше, когда увидел фигуру «ключницы», которая отправила его в дом. Но и это было не последнее, что удивило гостя.

Беспорядок в комнатах был необыкновенным. Здесь было навалено множество вещей, начиная от мебели и заканчивая «множеством всякой всячины»: «лимон, весь высохший», рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, кусочек где-то поднятой тряпки и другой, никому не нужный хлам. Все это напоминало кладовую мелкого воришки: «Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо».

Однако ничто не сравнится с тем потрясением, которое испытал Чичиков, когда узнал, что эта «ключница» на самом деле и есть богатейший помещик Плюшкин. Узнав это, наш герой невольно отступил назад.

Из портретной характеристики Плюшкина мы узнаем, что это был худощавый старик, разве что подбородок его заметно выдавался вперед: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши».
Одежда его ничем не отличалась от нищенской. Можно было просто подумать, что это обедневший помещик. Но мы видим глазами Чичикова все добро, буквально заполонившее комнаты Плюшкина. К тому же, у этого помещика было около тысячи душ, амбары ломились от обилия товаров. Только вот все давно уже пропало.

Чичиков не знал, с чего начать разговор. Он привык начинать так: «Наслышан о добродетели и редких свойствах души, почел долгом принести лично дань уважения…». Однако это был не тот случай. Ни о каких «редких свойствах души» не могло быть и речи, так как Плюшкин – самая что ни на есть мертвая душа. «Экономия» и «порядок» - вот с чего решил начать Чичиков. Хотя в доме у Плюшкина царили, конечно же, скупость и беспорядок.

Плюшкин сразу же ясно дал понять, что незваный гость не должен рассчитывать на угощение и даже на сено для лошади. Деловой разговор героев шел довольно ровно, хотя поначалу предложение Чичикова удивило Плюшкина.
Интересно проследить за сменой выражения лица старика. «Радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его» от осознания того, что Чичиков готов платить подати за умерших крестьян, сменилась озабоченным выражением лица. Наконец, герой стал посматривать на Чичикова с подозрением. Но все же вскоре он успокоился, правда, ненадолго. Каждая вещь в доме Плюшкина доказывала, что жадности его нет границ: это и ликерчик столетней давности, и бумажечка, и свеча, замененная лучинкой, и сухарь, к которому Чичиков, естественно, не притронулся.

Как же человек мог дойти до такого? Ответ находится в истории жизни Плюшкина. Следует отметить, что Гоголь в своей поэме дает биографии только двух людей: Чичикова и Плюшкина. Чичиков – главное действующее лицо в поэме. А при чем же здесь Плюшкин? Просто это последняя стадия омертвения человека, когда скупость все подминает под себя.

Оказывается, когда-то Плюшкин был отличным семьянином и хозяином. Но после смерти жены все изменилось.

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова-- чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Лицо помещичьей России представлено в пяти главах, каждая из которых посвящена одному помещику. Замыкает этот ряд глава о Плюшкине.
По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». Известно, что у Гоголя был план, оставшийся неосуществленным, написать поэму из трех частей, наподобие «Божественной комедии» Данте, где первая часть - это «Ад». Тогда получается, что первый и единственный завершенный том этой трехчастной поэмы имеет сходства с дантовским «Адом», и в нем должна соблюдаться та же последовательность показа героев: чем дальше, тем они становятся хуже. По этой логике выходит, что из всех помещиков Плюшкин, который рисуется последним, должен быть самым ужасным, душа его должна была бы полностью омертветь.
Авторская характеристика Плюшкина-^ «прореха на человечестве» -: вроде бы подтверждает такую догадку. Но есть свидетельства о том, что из всех героев первого тома Гоголь хотел провести через очищение к возрождению души в третьем томе только двух - Чичикова и Плюшкина. Значит, позиция автора далеко не так прямолинейна, как может показаться на первый взгляд.
Это заметно уже по тому, как изображается имение этого помещика- самого богатого во всей губернии. С одной стороны, в этом описании соблюдается принцип общей характеристики Плюшкина: он «накопитель» и «расточитель» одновременно, поскольку, полностью поглощенный своей скупостью и жаждой стяжательства, он утратил представление о реальном положении вещей. В итоге он не может отличить важного и нужного от мелочей, полезного от несущественного. Вот и гниет у него в амбарах богатый урожай, в то время как всякий хлам хранится в куче, тщательно охраняемой хозяином. Добра много, а впроголодь живут не только крестьяне, но и сам помещик.
И то же мы видим в описании «обширного села со множеством изб и улиц», но при этом во всех деревенских строениях Чичиков заметил «какую-то особую ветхость». Огромный, как замок, господский дом, выглядел «каким-то дряхлым инвалидом». Зато «старый, обширный, тянувшийся позади дома сад», тоже сочетающий черты былого величия и страшного запущения, производит иное впечатление: он оказывается прекрасен даже в своем «картинном опустении». Почему же природа оказывается способна сохранить свою «душу», а человек, захваченный властью вещей, должен «омертветь» навсегда? Может быть, остается надежда даже и для того, кто стал «прорехой на человечестве»? Мне кажется, что именно встреча с Чичиковым помогает увидеть в Плюшкине то, что дает некоторую надежду на возрождение его омертвевшей души.
Есть еще одна особенность главы, посвященной Плюшкину, отличающая ее от других глав о помещиках: только здесь дана развернутая биография героя. Почему же автор отступает от принятого им в других главах плана?
С одной стороны, если во всех других помещиках подчеркивалась именно их типичность, то в Плюшкине автор видит не только характерное для помещичьей России явление, но своего рода исключение. Даже Чичиков, видавший «немало всего рода людей», такого «еще не видывал», да и в авторской характеристике Плюшкина сказано, что «подобное явление редко попадается на Руси». А потому характер этого помещика требует особых объяснений.
То состояние, в котором его находит Чичиков, и впрямь ужасающе. Рисуя портрет Плюшкина, автор сгущает краски до предела: Чичиков не мог даже «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик»,- и решил в конце концов что перед ним ключница. Но, пожалуй, даже и ключница не наденет то тряпье, которое носит Плюшкин: на его халате «рукава и верхние полы до того засалились, что походили на юфть, какая идет на сапоги».
Но и в портрете Плюшкина, при всей его неприглядности, есть одна деталь, которая если не контрастирует со всем остальным, то, во всяком случае, несколько настораживает: это глаза. На худощавом, одервенев- шем лице старика с выступающим подбородком «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...». Далее следует крайне разросшаяся вторая часть сравнения - описание мышей, - которая почти полностью заслоняет то, что сравнивается, - то есть глаза. Но, тем не менее, что бы ни отражалось в этих «глазках», постоянно ищущих, где что плохо лежит, но они ведь «еще не потухли», а как известно, глаза- зеркало души. Но есть ли в дальнейшем описании встречи Чичикова с Плюшкиным хоть одно проявление этой «еще не потухшей» души?
Читатель уже хорошо знает, что Чичиковым движет чисто меркантильный интерес: у Плюшкина, владельца более тысячи крестьян, наверняка должно быть множество «мертвых душ». Об этом наш герой уже догадался, познакомившись с его имением и домом. И действительно, таковых оказывается до ста двадцати! Скупость хозяина и болезни сделали свое дело.
Чичиков не может скрыть своей радости, но, верно оценив, с кем он имеет дело, тут же находит способ, не объясняя причин своего интереса к «мертвым душам», уговорить хозяина совершить купчую крепость. Ведь за умерших крестьян до новой переписи необходимо было платить налог, как за живых. Конечно, для скряги Плюшкина это страшная обуза. И вот Чичиков «без всяких обиняков, тут же изъявил готовность принять на себя обязанность платить подати за всех крестьян, умерших такими несчастными случаями».
Даже у Плюшкина такое предложение вызывает изумление: неужели кто-то готов пойти на явный убыток? Но Чичиков успокаивает его тем, что делает это «для удовольствия» Плюшкина, и уж совсем покоряет недоверчивого старика, когда говорит, что «готов принять даже издержки по купчей за свой счет». Радости Плюшкина нет конца: «Ах, батюшка! Ах, благодетель мой!» - восклицает растроганный старик. Он, давно забывший, что такое доброта и великодушие, уже желает «всяких утешений не только ему, но даже и деткам его». Его «деревянное лицо» вдруг озарило вполне человеческое чувство - радость, правда, «мгновенно и прошедшая, будто ее вовсе и не бывало». Но этого уже достаточно, чтобы понять, что что-то человеческое в нем все же осталось.
И подтверждение тому мы видим дальше. Плюшкин, который всех в своей деревне и доме буквально заморил голодом, уже готов даже расщедриться на угощение гостя! По-плюшкински, конечно: Чичикову предложен «сухарь из кулича» и «славный ликерчик» из «графинчика, который был весь в пыли, как в фуфайке», да еще и с «козявками и всякой дрянью» внутри. Гость предусмотрительно отказался от угощения, чем еще больше расположил к себе Плюшкина.
А после отъезда Чичикова старик даже думает о том, «как бы ему отблагодарить гостя», и решает завещать ему свои карманные часы. Вот оказывается - и чувство благодарности живо еще в этой искалеченной человеческой душе! Что для этого было нужно? Да, по сути, очень немногое: чуть-чуть внимания, пусть и небескорыстного, участия, поддержки.
А еще пробуждение души Плюшкина заметно тогда, когда он вспоминает свою юность. Чичиков просит Плюшкина назвать какого- нибудь знакомого в городе, чтобы совершить купчую крепость. И тогда старик вспоминает, что из прошлых его друзей в живых еще остался один - председатель палаты, с которым они дружили еще в школе. «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, вырвалось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства», и, как и в предыдущий раз, «лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и пошлее».
Но можно предположить, что, если какие-то нормальные человеческие чувства и сейчас сохранились в Плюшкине, то значит, они были в нем и раньше. Так что же случилось с этим человеком? Ответ на этот вопрос и должна дать его биография.
Оказывается, Плюшкин был таким не всегда. Когда-то он был просто бережливым и экономным хозяином и хорошим отцом, но внезапно наступившее после смерти жены одиночество обострило его и без того несколько скупой характер. Потом дети разъехались, друзья умерли, и скупость, ставшая всепоглощающей страстью, взяла над ним полную власть. Она привела к тому, что Плюшкин вообще перестал испытывать потребность в общении с людьми, что привело к разрыву родственных отношений, нежеланию видеть гостей. Даже своих детей Плюшкин стал воспринимать как расхитителей имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге он оказывается в полном одиночестве.
Кто виновен во всех бедах, случившихся с этим человеком? Он сам - конечно! Но Гоголь усматривает в истории Плюшкина и нечто другое. Недаром именно в этой главе помещено лирическое отступление о юности с ее свежестью и живостью восприятия всего окружающего, которую сменяет зрелость, несущая равнодушие и охлаждение к жизни. «Что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста». Так, может, то, что произошло с Плюшкиным, вовсе не исключение? Может, такова вообще логика человеческой жизни?
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!»- восклицает писатель, заканчивая главу о Плюшкине. И дает беспощадный ответ: «Все похоже на правду, все может статься с человеком». А значит, история Плюшкина не только не исключение для помещичьей России XIX века, но она может повториться и в другое время в других условиях.
Как же сохранить в себе живую душу? Как излечить больную, омертвевшую? Удивительно, но именно в главе о Плюшкине отчасти дан такой ответ: нельзя позволить растерять, идя по жизненной дороге, «человеческие движения». «Не подымете потом!»- предупреждает нас Гоголь. Но если человек оступился, сошел с верного пути, то только живое человеческое участие, сострадание и помощь могут спасти его. И этот вывод, завершающий рассказ не только о русском помещике, но и о «бесчеловечной старости», которая «ничего не отдает назад», останется актуален для всех и на все времена.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек»

(по 6 главе поэмы Гоголя «Мертвые души»)

Цели:

Развить образное воображение, а также навыки сопоставительного анализа.

Воспитание чувства ответственности за свою судьбу.

Ход урока

    Орг. момент

    Повторение

На прошлом уроке мы говорили о том, что гоголевский Чичиков не случайно заблудился и, прежде чем попасть к Собакевичу, оказался у Коробочки и Ноздрева.

- Вспомните, по какому принципу автор расположил 2 – 5 главы?

- Что такое градация?

- С какой целью он прибегает к подобной композиции?

- Глядя на иллюстрации, расскажите, как уменьшается «человеческое», «живое» в этих персонажах.

III . Работа с текстом художественного произведения

Сегодня на уроке мы вместе с Чичиковым познакомимся с последним в этом ряду помещиком – с Плюшкиным. Мы попытаемся понять, почему он замыкает этот ряд и почему Гоголь называет его «прорехой на человечестве», т. е. дыркой, пустым местом.

Для ответа на эти вопросы мы обратимся к тексту произведения и посмотрим, на какие детали обращает внимание автор, изображая Плюшкина. Как эти детали помогают понять характер героя и авторский замысел.

План

1. Деревья и сад Плюшкина.

2. Портрет Плюшкина.

З. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь.

4. Гоголь о Плюшкине.

Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем: это, в полном смысле этого слова, “мертвая душа”. К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6-й главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

1. В чем смысл фамилии этого гоголевского героя? (Она подчеркивает «сплющенность», искаженность героя и его души. У него одна забота - собирает всякое добро и гноит его, да еще и следит, чтобы никто не украл. Всего много и все пропадает, ветшает, все в запустении.)

2. С чего начинается наше знакомство с Плюшкиным? (С описания деревни) Прочитайте его.
Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой с « особенной ветхостью деревенских изб»: «Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр». Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном».

Какое впечатление производит деревня, как добивается Гоголь этого? (Использует сравнение: "многие крыши сквозили, как решето", "на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер", "окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном")

Словарная работа: зипун - крестьянский кафтан из домодельного сукна.

Что привлекает ещё наше внимание? (Две церкви) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при их описании? (Эпитеты: "опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся")

3. А каков же господский дом?

Прочитаем описание дома и сада Плюшкина со слов: «Частями стал выказываться господский дом...» до слов: «...ибо в железной петле висел замок-исполин».стр. 103-105

Обратим внимание на детали, сопровождающие это описание. Почему дом Плюшкина сравнивается с замком? (В этом проявляется ирония автора - рыцарские времена прошли. Нет ничего, что оживляло бы эту картину - здесь все словно вымерло. Замок-исполин – символ подозрительности хозяина, который все запирает.)

(Сравнение - "дряхлый инвалид", антитеза: "замок - инвалид")

А окна зачем так подробно описывает Гоголь? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян) Что на основании этого можно сказать о помещике? (Хозяин поместья абсолютно не заботится не только о своих крестьянах, но и состояние собственного жилища мало его интересует)
Все страшно, невыразительно.

Один только сад был живописно красив. Использование оксюморона: сад "один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении")

В какой тональности описан сад? Чьими глазами мы его видим? (Глазами Чичикова) Но эта красота- красота заброшенного кладбища

Есть ли в нём признаки жизни? О чём говорит описание сада? (Не всегда поместье Плюшкина было таким, как сейчас)

Есть ли ещё какие-нибудь постройки в имении? О чём это говорит? ("Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере:")

4. И вот на этом фоне предстает перед Чичиковым странная фигура:

Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: «Лицо его не представляло ничего особенного...только никак не галстук» стр. 107-108 (Внешность Плюшкина такова, что Чичиков, увидев его у церкви, не удержался бы и подал медный грош.

« Какая самая живописная деталь портрета? Первое название Плюшкина - «фигура». Чичикову непонятно, кто перед ним - «баба или мужик», во всяком случае не помещик. Чичиков подумал, что это ключница.

Какая деталь в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему? (Это глаза: «маленькие глазки еще не потухнули... как мыши...» Но эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а животную, здесь передана бойкая юркость и подозрительность маленького зверька.)

Одежда Плюшкина похожа на одежду нищего: "словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош.

Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которого кладовые и амбары полны всякого добра. Однако все это добро превращалось в труху, так как охватившая ГIлюшкина скупость затмила практический ум когда-то хорошего хозяина

Есть ли противоречивые детали в описание портрета? (Раньше Плюшкин был другим: "Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познание света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать:")

Как называет Гоголь своего героя? ("и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве") А как вы понимаете это выражение? Что такое прореха?

Словарная работа: прореха - 1. Дыра на одежде прорванное место. Карман с прорехой. 2. перен. Недостаток упущение (разг.). Прорехи в хозяйстве. 3. Передний разрез у брюк. || уменьш. прорешка -и ж. (к 1 и 3 знач.).

Что же, по вашему, тогда "прореха на человечестве"? (Что-то ненормальное, патологическое)

5. Какие детали выделим при описании интерьера? (Живописная куча, которая говорит о невероятной скупости Плюшкина)

Чтение фрагмента со слов: «Он вступил в темные широкие сени...» стр. 106 Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме? (В доме Плюшкина темно, пыльно, на Чичикова подуло холодом, как из погреба. Во всем беспорядок, а в углу комнаты куча хлама, из которой торчит кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

Заметная деталь - остановившиеся часы: в доме Плюшкина умерло время, остановилась жизнь.)

Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (У автора была надежда, что этот герой способен нравственно измениться. Видимо, не случайно поэтому он дан последним в галерее помещиков.

Есть и другая точка зрения: среди всех помещиков.

Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)

6. Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя. Стр. 109 (Сравнение с «трудолюбивым пауком» говорит о том, что Гоголь не стремится превратить Плюшкина в лицо трагическое. Писатель завершает свой рассказ о прошлом Плюшкина словами: «...подобное явление редко попадается на Руси...» Паук, явление - эти сравнения говорят о мертвенности натуры Плюшкина. Лицо Плюшкина Гоголь прямо называет «деревянным», хоть и скользит однажды на нем «теплый луч - бледное отражение чувства».)

7. Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина? «Я давненько не вижу гостей...» стр. 112и «Поставь самовар, слышишь, да вот возьми ключ да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую...»)

8. Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова «платить подати за всех крестьян»? Чтение со слов: «Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина. Он вытаращив глаза, долго смотрел на него...» стр113

9. Почему после такого приёма Чичиков был «в самом веселом расположении духа»? (Настоящим подарком для него были не только мёртвые, но и беглые «всего двести с лишком человек», купленные по цене в 30 копеек.)

Читая V I главу, нельзя не обратить внимания на ее лирическую тональность. Начинается она лирическим отступлением о молодости, главная черта которой любопытство; зрелость и старость же несут человеку равнодушие. Голос автора прорывается и в рассказе о Плюшкине, например: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!..», и это восклицание завершается пламенным обращением к молодым людям: «Забирайте же с собою в путь... все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…»

Отношения Плюшкина с откупщикам, хождение по селу за сбором всякой дряни говорили о том, что скряжничество привело Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне мрут, как мухи, десятками числятся в бегах. Вещи для него дороже людей, в которых он видит лишь мошенников и воров.
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! » - восклицает Гоголь.

В образе Плюшкина воплощена бессмысленность накопительства и скупости

6. Подведение итогов урока.

. Коллективное обсуждение проблемы уроков.

1. Что объединяет героев глав о помещиках? (Каждый из героев индивидуален, в каждом есть какая-то «дьявольская» энергия, ведь вокруг них все приобретает их черты: вокруг Ноздрева отдает трактиром, скандалом, у Собакевича каждая вещь говорит: «...и я тоже Собакевич!» Вокруг Манилова даже пейзаж и погода имеют какую-то сероватую неопределенность. То же можно сказать о Коробочке и Плюшкине.

Ведет сюжет Чичиков. Он связывает воедино все события и человеческие судьбы. Каждая глава расширяет наши представления и о Чичикове.)

2. Для чего Гоголь строит главы II - VI примерно по одному плану (окрестности усадьбы и сама усадьба, интерьер дома, описание внешности героя, встреча хозяина и гостя, беседа о знакомых, обед, сцена купли-продажи мертвых душ)? В чем вы видите смысл такого построения глав? (Повторяющийся план глав создает ощущение однотипности изображаемых явлений. Кроме того, описание строится таким образом, что позволяет охарактеризовать личности помещиков.)

7. Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок.

Домашнее задание .

Чтение глав I , V II, V III, IХ, Х.(губернский город в поэме)