Дом        21.05.2021   

Тихон щербатый почему его считали самым необходимым. Тихон щербатый образ и характеристика в романе война и мир толстого сочинение

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».
Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».
Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе «Война и мир» (2 вариант)

Величайший роман всех времен. Бессмертная эпопея, где переплелись судьбы разных людей на фоне трагических событий войны России с Наполеоном. Главные события вертятся вокруг Натальи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, но другие персонажи не менее интересны по своей значимости и роли в романе. Образ и характеристика Тихона Щербатого в романе «Война и мир» достаточно яркие, несмотря на второстепенность персонажа. Толстой вложил в своего героя исключительно положительные качества. Настоящий русский богатырь способный в любую минуту бросится на врага, защищая Родину.

Внешность

Внешность Тихона впечатляла. Настоящий, русский мужик. Здоровый, крепкий. Манеры поведения оставляли желать лучшего. Грубый и дерзкий. Мог запросто нахамить незнакомому человеку, но только за дело.

Свое прозвище Тихон получил за отсутствие зуба. С тех пор иначе как Щербатый к нему никто не обращался. Оно прочно закрепилось за ним, но он не обижался и вскоре привык, что по имени никто не называет.

Несмотря на грузность, походку Тихона можно назвать легкой. Ноги длинные, как и руки, постоянно мотающиеся из стороны в сторону. Движения отрывисты и порывисты.

Лицо Тихона нельзя назвать симпатичным. Оспины вкупе с глубокими морщинами не красили его. Да и зачем мужику быть красавцем, чай не баба.

Глаза маленькие, словно щелочки.

Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем.

Выражение лица плутоватое и в то же время добродушное.

Из одежды неизменными атрибутами стали шляпа и лапти. "Человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом".

Характеристика

Родился Тихон в Смоленской области в селе Покровское. Был из народа, из семьи простых работяг, привыкших собственным горбом зарабатывать на жизнь. Во времена Отечественной войны пошел в партизаны, попав в отряд к Денисову. Отсиживаться дома, лежа на печке, когда кругом гибнут люди - это не про него. За храбрость и ловкость был определен в казаки-разведчики. Ему выпадали самые трудные задания и не случайно. Все в отряде знали, что Тихон обязательно справится и не подведет. Его уважали и любили, восхищаясь искренне, от души.

В скором времени он стал незаменим.

«...был один из самых нужных людей в партии ».

Предпочитал передвигаться исключительно пешком, проходя огромные расстояние. Другой бы на его месте уже с ног валился от усталости, а он хоть бы хны. Пройдя 50 км мог идти дальше не подавая виду, что устал.

Он вмиг становился душой компании . Умел рассмешить и поднять настроение любому человеку. Сам никогда не падал духом и другим не давал впадать в уныние. Оптимист по жизни.

Работящий. Брался за любую работу, выполняя ее от души и на совесть. Выросший в селе он привык пахать с утра до ночи. Все в его руках спорилось и горело. Золотые руки у парня, так про таких говорят.

Любимое дело Тихона - ратное . Топор в его руках и орудие труда и грозное оружие. Не поздоровится врагу, попадись он Щербатому на узкой дорожке.

Военная жизнь сделала его жестоким , но только по отношению к неприятелю. Он ненавидел тех, кто посягнул на святое. Слишком развито в нем было чувство истинного патриотизма. На друзьях его жестокость не отражалась. С ними он оставался таким же добрым и отзывчивым.

Тихон олицетворение силы и мощи всего русского народа в одном лице. С такими как он никакие враги не страшны. Его бесстрашие и готовность самопожертвования во имя победы достойный пример для подражания.

Одной из важнейших проблем в романе «Война и мир» является проблема национального характера. В огне Отечественной войны 1812 года русский народ проявил, по мнению Толстого, все свои важнейшие черты. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», которая привела к сплочению всей нации в борьбе с французскими захватчиками. «Дубина народной войны», захватившая не только армию, но и поднявшая самые широкие народные слои, соединившиеся в партизанских отрядах, выявила в русском человеке черты яркого, активного, деятельного характера, готового мстить врагам до конца. Именно таким героем является Тихон Щербатый. Это «самый полезный и храбрый» мужик-партизан в отряде Денисова. Ему присуща смекалка и удаль, находчивость и решимость. С топором в руках он идет на врага, потому что естественное патриотическое чувство выводит его, как и тысячи других простых русских крестьян, на борьбу с захватчиками. В словах его товарищей по отряду чувствуется восхищение и уважение: «Ну ловок», «Экая бестия». Он действительно весь в движении, в порыве к действию: «быстро и легко вскочил», «побежал дальше». Ему присущ и своеобразный грубоватый юмор, позволяющий в тяжелейших условиях сохранить жизнерадостность и оптимизм, так присущих народному характеру. Как говорили о Тихоне, он был «шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».

Но есть в Тихоне Щербатом и настораживающие нас черты. Ведь он в своей мести врагам становится порой жестоким, бесчеловечным. Так он убивает захваченного француза потому, что тот был «совсем несправный». При этом Толстой делает характерное замечание, что Пете Ростову неловко слушать Тихона, у которого во время этого разговора «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку».

И все же Толстой верит в том, что война не погубила лучшие, гуманные основы народного характера. Народ в целом – это огромная семья, в которой есть и такие, как Тихон, и такие, как Платон Каратаев. Это «олицетворение духа простоты и правды», как говорит о нем Пьер Безухов, оказавшийся в плену вместе Платоном. Именно он становится для Пьера на долгое время нравственным ориентиром. Как и Тихон, Платон трудолюбив, вынослив, общителен, однако при этом он по характеру противоположен народному мстителю. Если Тихон активен и во всем надеется на себя, то Платон отражает живущую в народе веру и покорность судьбе. Недаром он так часто использует пословицы и афоризмы: «Не нашим умом, а божьим судом», «Час терпеть, а век жить». Тихон грубоват и бывает крайне жесток, а Платон благообразен и добр ко всем: к товарищам, оказавшимся в плену, к приблудившейся собачке и даже к французам, пленившим, а потом и застрелившим его. Если Тихон – «человек войны», то Платон – несет с собой мир даже в военное время. Недаром и внешне он «круглый», похожий на «каплю», а говорит с «нежно-певучей лаской». Именно в нем воплотилась толстовская идея роевого начала как основы народной жизни. Она близка духу крестьянской общины, но возводится Толстым на уровень особой философии жизни. Именно эта каратаевская философия позволила Пьеру Безухову выйти из духовного кризиса и найти свой путь в жизни. А в целом идея сплочения – «Всем народом навалиться хотят!» - и есть то объединяющее начало, которое позволило России победить в войне, соединив все лучшее, что было в русском народе.

Образ Тихона Щербатого в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого выражает активное начало русской души, изображает способность народа смело вступать в борьбу с иноземными захватчиками. Герой является воплощением богатырской силы народа, которая поднялась на защиту Отечества от врагов.

Тихон Щербатый – это также и олицетворение «дубины народной войны», он «самый полезный и храбрый человек» из всех, кто служит в партизанском отряде Денисова. Автор рассказывает на страницах своего романа о том, что «никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов».

Чем же отличался Тихон Щербатый от других героев?

В первую очередь, деятельностью, трудолюбием, твердостью характера. Он уходил по ночам из отряда, чтобы добыть все, что требовалось для его товарищей и для их общего дела.

Если поступал приказ, герой с такой же легкостью приводил пленного.

Внешняя характеристика героя забавна и выразительна. У него есть один недостаток внешности, благодаря которому он получил свое прозвище – у Тихона отсутствует один зуб. Этот внешний недостаток придает Щербатому хитроватый и неунывающий вид.

Еще одной несомненной отличительной чертой Тихона является его умение никогда не падать духом, как бы тяжело ему ни было, а также искрометное чувство юмора.

Любая работа спорилась в его руках, ловко он колол топором бревна, а иногда этот самый топор становился в руках удальца грозным оружием.

Однако своим главным занятием герой считал ратное дело. Ему он отдаётся целиком и полностью, ему он посвящает все свои силы, свою смекалку и выносливость. Родом из села Покровское, во многих поколениях являвшийся тружеником земли, он создан для мирной жизни, но роль защитника родины он выполняет вполне естественно. Более того, иногда в военной жизни Щербатый проявляет жестокость, но она ему прощается, поскольку на войне всё оценивается иначе.

Взяв топор в руки, Тихон идёт с ним на врага и руководствуется при этом не приказом командира, а патриотическим чувством и ненавистью к пришельцам.

Характер Тихона Щербатого раскрывают и его друзья по оружию. В их словах мы слышим уважение, восхищение, даже некоторую ласку: «ну ловок», «эка шельма», «экая бестия».

Герой быстр и порывист, он всегда полон движения. Во всех сценах, в которых мы встречаемся с Тихоном, он то бежит, то бросается в речку, то выбирается из нее и бежит дальше. Даже в речи его присутствует свойственный ему динамизм: « Один и навернись… Я его таким манером и сгрёб… Пойдём, говорю к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…».

Тихон Щербатый олицетворяет силу, мощь и неистощимую энергию русского народа. Автор противопоставляет его образу Платона Каратаева, но не для того, чтобы показать положительного и отрицательного народного героя, а для того, чтобы дать этому герою всестороннюю характеристику.

Тихон – собирательный образ народа, в котором проявились самые лучшие его черты. Он стал олицетворением бесстрашия и самопожертвования народа во имя победы над врагом.

ПЛАТОН КАРАТАЕВ и ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ в романе Л.Толстого «Война и мир».

Цели урока: расширить и углубить представления учащихся о народной войне; выяснить, какое значение сыграло партизанское движение в войне 1812 г.; рассказать о судьбе главных героев (по т. IV).

«ДУБИНА НАРОДНОЙ ВОЙНЫ ПОДНЯЛАСЬ СО ВСЕЮ СВОЕЮ
ГРОЗНОЮ... СИЛОЙ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

Ход урока:

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

    Работа по теме урока.

    Лекция учителя. Платон Каратаев.

Одним из главных героев романа “Война и мир” является народ. Представителями этого народа являются Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Это два антипода.

Платон Каратаев - это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. - воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. - добрый, мягкий, ласковый, добродушный человек. Во время первой встречи Пьер чувствует, как от К. исходит ощущение чего-то круглого и спокойного. Так привлекательна его доброта, спокойствие, уверенность, улыбчивость круглого лица. Однажды К. рассказывает историю про купца, который был несправедливо осужден, но смирился и решил страдать "за свои, да за людские грехи". Судьба К. заканчивается трагично. Во время переходов его пристреливают конвоиры-французы . Его основными чертами является доброта и трудолюбие, душевное здоровье. непосредственность, отзывчивость – то есть все те качества, которыми так восхищался в русском мужике Толстой. Платон Каратаев является олицетворением всего “русского, доброго и круглого”. Движение у него успокоительное и аккуратное Он все умеет делать. Живет, ни о чем не задумываясь, как птица. Каждые вечер произносит: “Положи, Господи, камушком, подними калачиком”. А утром, проснувшись, приговаривает: “Лег – свернулся, встал – встряхнулся”. Он всему радуется, во всем умеет находить светлые стороны. Платон Каратаев учит Пьера незлобивости, всепрощению, терпеливости и самоотречению. Пьер Безухов знакомится с Платоном в плену. (Война 1812 года, после пожара в Москве, перед Бородинским сражением, в котором Пьер примет участие и которое будет показано именно его глазами) . Став свидетелем страшного события – расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении» . Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными «круглыми» движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева. Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: «… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, - а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет». Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо».

Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: «Москва – она всем городам мать». Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испытывает ненависти. Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой. После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то «круглым». Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, «вечным олицетворением духа простоты и правды». «Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

ПЛАТОН КАРАТАЕВ: ИСТОРИЯ ПРО КУПЦА (ОТРЫВОК)

История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.

Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, - как следует по порядку, говорил Каратаев, - сослали на каторгу.

И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у Бога смерти просит. - Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные-то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что

страдает, в чем Богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит. Бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так-то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку - хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова́ сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.

Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.

Старичок и говорит: Бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, Богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьими слезьми. Что же думаешь, соколик, - все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, - что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно

напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. - Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. - А его уж Бог простил - помер. Так-то, соколик, - закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой. Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это-то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

5. ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ

Мужик, приставший к партизанскому отряду Денисова. Т. отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Этот герой олицетворяет собой образ "дубины народной войны", которая со всей силой накинулась на неприятеля. После своего ранения, Т. начинает без необходимости убивать пленных французов, говоря, что они были "плохонькие". За это в отряде его не любят.

В отряде Денисова он выделяется своей отвагой, ловкостью, бесстрашием. Уходя ночью на добычу, он каждый раз приносит с собой французское платье и оружие. Он владеет топором как “волк владеет зубами”. В нем есть что-то от русских былинных богатырей, - Тихон может вытащить за хвост лошадь из болота, выворотить плечом из грязи повозку, пройти за день пятьдесят верст. Перечислив все его положительные качества, Толстой настойчиво повторяет: “Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии”. И все же командир отряда Денисов не называет Тихона Щербатова иначе как бестия или “шельма”. При этом он высоко ценит храбрость и ловкость Тихона, дает ему ответственные поручения. Но если в Платоне Каратаеве Толстой все время подчеркивает его доброту, смирение, чувство достоинства, то в Тихоне Щербатом наряду с его положительными чертами четко проступают и отрицательные. Ему ничего не стоит, глядя в глаза командиру, солгать, но ложь его так изворотлива, что уличить его в ней трудно. Тихон силен, расторопен, сметлив и бесстрашен. Но Толстой не дает нам пройти мимо того факта, что человека Тихон убил, словно волк отцу задрал . После того, как Тихон был ранен, он редко приводил пленных. Но брал их часто. Он рассуждал так: “Кто же им не велел меня двадцать раз поймать” . Или по поводу отправки пленных в тыл он говорил: ”Ты пошлешь их сто человек, придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?”. «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью» - такими скупыми и точными словами представляет нам Толстой этого своего героя.

«Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставания воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне», «Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии»-в такого рода оценках и характеристиках скрыто недвусмысленное авторское одобрение действий и энергии Тихона, изгонявшего из пределов русской земли наполеоновских солдат. «Длинные мотающиеся руки», «маленькие узкие глаза», «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку», «плоские, вывернутые в лаптях ноги», «неожиданно и гибко лег на брюхо»-таковы подробности Тихонова «портрета», вряд ли рассчитанные на привлечение к

этому герою читательских сердец.

«Случай этот,-пишет Толстой о Тихоновом ранении,-имел на Тихона только то влияние, что после раны он редко приводил пленных». Приводил редко. Но брал, судя по всему, не меньше прежнего. Если бы Тихон умел связно рассуждать и вдобавок видел прок в рассуждениях, он мог бы в споре о пленных выдвинуть такой примерно резон: «Кто же им не велел меня двадцать раз поймать?» Или по поводу их отправки под конвоем в тыл: «Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?» Основная масса казаков и гусар Денисова, как это почти всегда бывает на войне, держится кучно, смотрит на вещи трезво, «с прикидочкой», не обнаруживая ни чрезмерной горячности, ни пестроты мнений. Война для них труд, неизбежность, но не потеха и не душевное увлечение. Уже по одному этому «особенный» (своей силой, рьяностью, выражением торжества и самодовольства) Тихон неизбежно оттирается массой в сторонку. Не вызывая ни у кого восторга или воинской зависти, он слывет всеобщим шутом (примерно так же, как в среде пленных Платон Каратаев, представлявший другую, благостно-непротивленческую крайность). Что же до его беспощадности, то здесь, основная масса отряда, отделена от него своим добрым отношением к пленному барабанщику. В общем грань между массой и «особенными» достаточно заметна. Только она отнюдь не означает их глухой изоляции от большинства. Нет, тут действуют не нормы обычной морали, а скорее законы природного отбора. Те бесстрастные законы, на службе у которых состоит Тихон и чьи акции резко повышаются именно в такое время. Но времена переменчивы, а Тихон постоянен. И, возможно, своим постоянством он мешает забыть о переменчивости времен.

«Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину»,

В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя,

находчивость и удаль русского крестьянства.

С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги.

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание.