Свадьба        10.12.2020   

Теория родиона раскольникова и ее крушение. Крушение и разочарование родиона раскольникова Разочарование раскольникова в своей теории

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Тема сочинения: «Теория Родиона Раскольникова и её крушение».
Тут дьявол с Богом борется,
а поле битвы – сердца людей
Ф.М. Достоевский
«Братья Карамазовы».

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из сложных творений, но не менее самое читаемое произведение мировой литературы.
Погружаясь в идейный мир этой книги, находишься в некотором напряжении, в какой – то неизвестности, невольно ощущаешь запутанность действий от быстрой смены сюжетных картин. Достоевский заставляет нас прочувствовать и пережить все эти события, выступая в роли психолога, чуткого знатока человеческой души. Силой своего таланта он создает довольно противоречивого героя, но, несомненно, плод его трудов – настоящая личность, сильный и гордый характер. Автор проводит его через страдания, тягостные размышления, душевные терзания, носителем которых может быть только глубокий ум, яркая личность, способная задуматься о проблемах человечества вообще и постараться их решить, хотя это может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Так кто же Родион Раскольников на самом деле: сильная натура или потерянный человек, лишенный будущего?
Какие авторские мысли, идеи мы связываем с историей героя?
Знакомя с Раскольниковым, писатель сразу же погружает нас в мрачную пучину его проблем: уход из-за безденежья из университета, бедность семьи, его нищенское существование. Внешность Родиона, его убогая одежда, походившая более на жалкое истлевшее тряпье, побуждают нас проникнуться сочувствием. Так, даже незначительная деталь в его «наряде» раскрывает всю тягость его положения: «Шляпа эта была, вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»
Достоевский намеренно заостряет наше внимание, описывая «каморку» героя, вводя в душную атмосферу безысходности, нищеты: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид, со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями до того низкая, что чуть – чуть высокому человеку становится в ней жутко...»
Довольно мрачные впечатления навевают эти строки. Совсем маленькая комнатка, больше похожая на шкаф или гроб, в котором нет свободного пространства, нет воздуха, а значит, нет и жизни. Человек не может здесь жить, так как задыхается от унизительного чувства собственного ничтожества.

Теперь, действительно, понимаешь состояние Раскольникова, для которого эта каморка – постоянное место обитания, ощущаешь гнетущую обстановку.
Эти стены наводят тоску на человека, давят, доводят до отчаяния.
Духота, безжизненность, отсутствие свежего воздуха, а значит, и чистоты нравственной и духовной, смысла настоящей, содержательной жизни, совершенного общества, лишенного безобразия и мерзости. Подобные мрачные мысли с особенной силой и навязчивостью рождаются у героя именно в этой комнате. Но автор верит в затаённую, внутреннюю силу героя, которой так необходим воздух, жизнь. Вот почему дверь всегда приоткрыта для проникновения слабых потоков света, наполнявших Раскольникова живительной силой. Символичны и желтые, отодранные обои, ведь этот цвет у Достоевского ассоциируется с людскими мучениями, грязью, может быть, даже отчаянием от ощущения безысходности, всё больше захватывающей в свою бездну.

Комната Родиона – это всего лишь маленький островок огромного города Петербурга, с его длинными и узенькими улочками, « вонючими дворами домов», « каменными стенами и холодностью Невы» Это бездушие, безразличие, мерзость являются естественными декорациями внутренней жизни города и его жителей. Яркий пример – случай с пьяной девочкой на бульваре. Раскольников наполнен ненавистью и презрением к людям, считающим себя светскими франтами. Он оставляет девочку одну, потому что полон отчаяния от бессилия, изменить это общество: «А пусть, это говорят, так и следует». Но все – таки, несмотря на внешнее безразличие, его душа наполнена чувствами, которые не позволяют спокойно переживать подобные события, а требуют помочь страданиям беззащитных детей, так как именно в них заложена вся чистота, доброта и надежда на светлое будущее.

Но не только жизнь Петербурга заставляет героя понять, что жить так невозможно, но еще и личные проблемы: обстановка в его семье укрепляют давно созревшие убеждения.
Письмо матери Родиона рождает чувство гнева от мысли о том, что нищета и безденежье не оставляют иного выхода, кроме как продать себя, предать свои убеждения для спасения родных.
Жертва Дуни не может оставить Раскольникова спокойным, равнодушным, потому что он понимает всю обратную сторону этого брака. Герой восстает против решения сестры, видя ту грань, когда человек уже не имеет право «переступить». Материальное богатство не должно стоять выше внутренних сокровищ человека.
Рассказ Мармеладова о дочери укрепляет веру Родиона в том, что случай с его сестрой - пример далеко не единственный., Чтобы накормить голодных детей, Соня забывает о себе, о своих внутренних ощущениях. Но она и не может распорядиться собственной жизнью. Раскольников совершает свое преступление, стремясь помочь таким, как Соня, избавляя тем самым от унижения людей, достойных и благородных. Но он считает, что пока будут люди, подобные Соне, - ничего не изменится. Мармеладовы будут пользоваться ими: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются! Поплакали и привыкли».
Сон Родиона становится подсознательным толчком к убийству старухи – процентщицы, символизирующей собой, но его мнению, весь Петербург, грязь, зло. Во сне герой сталкивается с кровью, символом людей, обездоленных и беззащитных,
постоянно испытывающих на себе силу кнута и ненависти со стороны общества, лишенного каких – либо человеческих чувств и нравственности.
Разговор о трактире, подслушанный Раскольниковым, еще более наводит его на мысль о ничтожности, бессмысленности жизни старухи, укрепляя решение совершить убийство: «…Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь
... десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата… - и все это на её деньги» Несомненно, Родион услышал те слова, которые соответствовали его выводам, стали подтверждением верности замысла.
Но только ли благие намерения, бескорыстные цели, желание помочь руководили героем? Может быть. Это не стоит забывать и про его теорию, своеобразное разделение всего человечества на «тварей дрожащих» и «творцов истории», «сильных мира сего». Родион считал, что мир устроен на подчинении «тварей дрожащих» «наполеонам», которые для достижения своей цели готовы перешагнуть через страдания других, даже через человеческую жизнь.

Именно они, по его рассуждениям, смогут осуществить прогресс, изменить общество, искоренить старые порядки. Раскольников восхищался подобными людьми, но в тоже время мучился, не зная, к какому разряду отнести себя.
Поэтому истинной причиной убийства, я думаю, и стала попытка убедиться «… вошь ли я, как все, или человек? Смогу я переступить или не смогу: «Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Его благие намерения послужили лишь ширмой эгоистическому желанию, которое не остановила даже кровь людей. Раскольников хотел почувствовать себя «наполеоном», властелином над «тварями дрожащими», мечтал самоутвердиться.
К сожалению, коварный замысел сыграл с ним злую шутку.
Раскольникова с первого же шага постигает непредвиденное: он совершает поступок, который уже дает трещину его убеждением, положив начало краху.
Убийство Лизаветы противоречило замыслам, которые он так долго вынашивал. Эта женщина и была напоминанием обо всех страдающих и угнетенных, о тех, кому он пытался принести добро, спасти от зла, нищеты.
Но на самом деле топор освобождения превратился в топор палача, а он – в несправедливого владыку, который, осуществляя свой план, исполнял всего лишь прихоть, проверяя себя в деле. И это действительно так, потому что Раскольников не воспользовался добром, якобы так ему необходимым, а спрятал его под камень. Родион постоянно обращался к себе с вопросом, «… каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек… все муки, принял я на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел?» А ответ здесь может быть только один: им руководила мысль о самоутверждении, а все, что совершал, он делал для себя, а не ради помощи бедным и несчастным.
Герой хотел всего лишь узнать: «…вошь ли я, как все, или человек?»
Мне кажется, он понял это довольно скоро, почувствовал, кто он есть на самом деле.
Я долго колебалась, какую выбрать позицию по отношению к поступкам героя: осудить его, или наоборот, пожалеть, почувствовать тому, к кому судьба, отнеслась не благосклонно, наделяя подобным умом и мышлением? Происшествие на Николаевском мосту раскрывают истинные убеждения, противоречащие его теории. Удар кнутом, унизительная сцена с двугривенным помогают ему почувствовать, кто он есть на самом деле. Родион не может не признать того, что он простой петербургский нищий, за которого его все и принимают, но вместе с тем не желает с этим мириться. Он мнит из себя Наполеона, но заслуживает только жалости: «Прими, батюшка, ради Христа»
Как довело его до бешенства это понимание своей беспомощности и бесполезности, которую еще раз подтверждали золотые купола соборов и великолепные дворцы богатого города, служащие декорациями другой жизни, где царят грязь и разврат.
Он с яростью бросает двугривенный в воду, стараясь огородиться от этих мыслей, но они дают начало новым испытанием: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в минуту»
Бесконечные терзания, борьба с самим собой, разоблачение замыслов, пустых и неосуществимых, приводят Родиона к болезни, болезни не тела, а души. Мы видим, что в нем восстает истинный человек, личность: «Войду, стану на колена и все расскажу… »
. Его борьба с самим собой, душевные муки приводят к мысли о том, что он такая же «тварь дрожащая», как и все, не имеющая право господствовать над миром, править чужими жизнями.
Внутренние терзания, угрызения совести настолько велики, что герой отдаляет от себя всех близких и родных людей, пролагая пропасть. Считает, что, совершив преступление и переступив через жизнь человека, он утратил право находиться рядом с родными. «Да, замочился…я весь в крови!» - говорит он, чувствуя в себе палача. А это еще раз доказывает, что он не Наполеон: смерть пусть даже ничтожных людей приносит ему и окружающим только горе, разрушая его желание быть хладнокровным и безразличным. То, что, казалось, он делал во благо, оказалось губительным для семьи: страдание сестры, мучения матери стали слишком большой платой за убеждения, пустой догмат, обреченный за поражение, потому что наполнен лишь эгоистическими соображениями автора, не сумевшего предугадать все тяжелые последствия.

Раскольников все еще хватается за ниточку своей теории, пытается найти оправдание перед людьми и перед самим собой, но, сам того не желая, чувствует, что он виноват. Эта борьба не дает ему покоя. Сон о расправе над хозяйкой указывает ему на то, что все в этом мире наказуемо, ничего не проходит бесследно.
Его сознание подсказывает, что, суд, основанный на крушении человеческих заповедей, неизбежен. Он виноват, как обыкновенный преступник. Его утверждение права на преступление уничтожает все благие намерения, превращая в убийцу, который не должен безнаказанно жить дальше.
Все та же старушонка, являясь во сне, признает бессилие Раскольникова над этим миром, дает почувствовать бессмысленность этого убийства, тем самым подчеркивая, что Родион не тот, кому «все разрешается».
Но это слабый голос его сознания. Сам же он убежден, что «… задуманное им – «не преступление…»
Его гордость не дает ему признать поражение, причислить себя к обыкновенным людям. И это резко отличает его от Аркадия Ивановича Свидригайлова, но оба героя живут по принципу «все дозволено».
Но Раскольников в отличие от Аркадия Ивановича не желает признавать, что он преступник, наоборот, требует к себе уважение, мнит из себя настоящего героя и освободителя. Рассуждая о своей теории, герой намеренно смешивает такие понятия, как убийство и добродетель.
Аркадий Иванович удивляется, что Родион не считает себя преступником, являясь человеком, не признающим какие – либо моральные нормы, бесполезность своего поступка. Поражает его и то, что Родион не причисляет себя к обычным людям, не признает свою способность править миром, но самое главное в том, что Раскольников, считая Свидригайлов «тварью дрожащей», ставит его гораздо ниже себя, не задаваясь вопросом: чем же он лучше него?
По-моему, Аркадий Иванович, будучи подлецом, на самом деле превзошел Родиона, пытаясь наполнить свою жизнь благими деяниями: покровительство над бедными сиротами, помощь Дуне Он не раскаивается в своем пожертвовании столь большой суммы, напротив, этому даже рад, так как чувствует некоторое очищение своей души, тогда как Раскольников всегда спрашивает сам себя: «И чего я ввязался тут помогать?»
Доказательством ничтожности и бесполезности идей Родиона стали жизненные убеждения Сони Мармеладовой. Для Сони делать добро – это не стремление глобально перестроить весь мир в целом, а желание помочь. Пусть добро, которое она делает, обыденно и незаметно, но оно нужно людям. Чтобы принести немного пользы, подарить теплоту, она способна пожертвовать своими личными интересами, тогда как Родион, наоборот, для достижения своей цели жертвует лишь жизнями других: «…кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властями!» «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезно гадкую, зловредную»,- говорит он ей, которой не суждено понять, как можно называть человека «вошью», как можно уничтожать, наказывать людей своим судом: «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Единственное, в чем она не сомневается, на что уповает – это бесконечная вера в Бога, питающая ее, в надежду на избавление, на чудо, описанное в Евангелии. Это дает ей внутреннюю силу. Она продолжает жить. Раскольников же, читая Библию, истолковывает ее по – своему, сравнивая себя с Иисусом, считая, что сила – это он сам, он властелин над миром: «…а главное власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником»… Вот цель!
Подобные убеждения, возвышение себя над другими воздвигают между ним и народом, носителем христианской морали, стену непонимания
Но Раскольников – человек, способный не только ошибаться, он тот, в ком еще не угасли до конца светлые нравственные начала. Родион признается Соне в совершенном преступлении, думаю, не только для того, чтобы переложить всю тяжкую ношу на кого – то, но и для исцеления своей души. Ему нужен был человек, который смог его понять, простить, помочь признать свою неправоту. И он нашел её: «Огарок уже давно погасал…, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу…». Она заставила его признаться, хотя бы самому себе, осознать весь этот вздор, победив в нем гордость: «…я такая же точно вошь, как и все!»
Это доказывает, что Раскольников - сильная личность. Он не сумел жить с тяжелым грузом на душе, с нравственной болью. Да и его признание Порфирию - избавление от внутренних мучений, угрызений совести, которые не должны проявляться у «властелина», переступившего через тысячи жизней. А ведь он убил всего лишь жалкую старуху, смерть которой круто перевернула всю его жизнь: «Я себя убил, а не старушонку!» Итак, схватка с жизнью у Раскольникова закончилась и личными страданиями и переживаниями любящих его людей. И, как мне кажется, все это произошло из-за непонятного стремления к власти, гордости и эгоизма. Всеми этими чувствами был охвачен Родион, который, я думаю, должен был предугадать столь тяжелые последствия. Его теория – пустой догмат, не ищущий далее пламенных речей. История героя и его теория, действительно, помогают понять всю суть авторского замысла: всякое преступление не может дать развитие каким – то благим началам. Неважно, во имя чего оно совершается, так как насилие над человеком уже безнравственно. Люди по своей природе должны нести только добро, потому что изменить общество можно только духовным очищением в нём живущих.
Автор работы: Маслакова Дарья, ученица 9 класса.

Крушение идеи Раcкольникова. Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"

Беспредельность желанна и разрушительна одновременно. Обратная дорога из этого запретного мира почти невозможна. Герою предстоит перенести слишком многое, чтобы вернуться в мир людей. Способен ли на это возвращение Раскольников?

В финале романа Достоевский дает надежду на такое возвращение - лишь надежду. Самое главное и самое сложное для героя - раскаяться: чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами, необходимо покаяние.

Гордец должен смириться. Покаяние - это не просто признание своей ошибки (простите, я больше не буду!), но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз.

Покаяние - это страдание: потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние - это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.

Даже на каторге Раскольников не хочет отступить от своей теории. Просто - думает он - у него, именно у него, не получилось. А идея его - неподсудного людскому суду героя - так и осталась в мире.

Все изменяется лишь в эпилоге.

Достоевский ищет истоки раскольниковской теории, глубоко и подробно исследует, как могла зародиться эта идея в человеке, насколько изменила его личность. А параллельно с этим идет не менее напряженный поиск выхода из тупика, в который попала обольщенная дьявольской идеей душа, поиск пути назад - из бездны морального беззакония в мир людей.

Зародившись в воспаленном мозгу измученного героя, теория начинает самостоятельную жизнь, порабощая и разрушая его личность, парализуя его волю. Избавиться от власти этой идеи можно, лишь представив себе ее логическое завершение, въяве или мысленно "прожив" ее до конца. И Достоевский заставляет своего героя - а с ним и читателей - пройти этот путь.

Вооружившись топором, идет Раскольников на "пробу" - убивать мерзкую старуху, несущую только зло. Но жизнь нарушает разработанный героем сценарий: в квартиру к старухе неожиданно приходит ее сестра - беззащитная, безобидная Лизавета. Раскольников вынужден убить и ее. То, что Лизавета - юродивая, блаженненькая, очень важно. В народе юродивые почитались Божьими людьми, и посмеяться над таким человеком, а уж тем более обидеть его считалось делом недостойным и тяжким грехом. Убийство же юродивого воспринималось как особо изощренное вероотступничество... Все это знал Раскольников и убивать Лизавету не хотел, но - отступать было уже некуда: все его движения подчинены отныне не свободной воле, но идее.

Лизавета гибнет - пролилась безвинная кровь. Гибнет и ее неродившийся ребенок: ведь Лизавета, вероятно, беременна. К убийству юродивой добавляется и убийство младенца.

Идея заставила Раскольникова против его воли пролить человеческую кровь, стеной встала между ним и миром, навеки отделила от матери и сестры. Он страдает, он мечется в исступлении, чувствуя, что происходит что-то непредвиденное, что-то страшное: "Разве я старуху убил? Я себя убил!" Душу свою убил, уничтожил Бога в себе. Его преступление - есть истинное переступание запретной черты, морального закона. И вот во сне происходит новое убийство: Раскольникову снится, что старуха снова жива - и он вновь опускает топор на ее голову, вновь ее убивает, добивает с ожесточением! Вспомните, ведь даже преступника не казнили вторично, если почему-либо казнь не свершилась: оборвалась веревка, пуля лишь ранила. Считалось, что сам Господь вмешался в людское правосудие. Но в душе Раскольникова рухнули моральные преграды: он снова убивает ту, на кого однажды уже поднял руку.

А количество его жертв растет: "взяли" некоего Миколку, обвинив в убийстве Алены Ивановны, - уже четвертая жертва. Пятой станет Пульхерия Александровна - она не смогла пережить случившегося с любимым сыном.

И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга - и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной вирусом наполеоновской идеи. Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова.

И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается - может наконец начаться - его путь к людям.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.2. - М.: "Марк", 1994.

Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М.: "Художественнаялитература", 1986.

М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского. М.: "Алконост", 1994.

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления".

Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, ...поддавшись некоторым странным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху..." При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и "потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству".

В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: "студент, живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым странным неоконченным идеям". Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил," признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить.

Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», а потому что сознание главного героя не способно было выдержать зависимость свою от этой теории. Раскольников, неплохой теоретик, продумав все свои действия до мельчайших подробностей, не учел собственных человеческих качеств, он забыл о совести, стыде, естественном страхе, присущем человеку. Герой, по сути, решается не на убийство, а на великий акт самопознания,

И вот теперь, после случившегося, в нем и разыгрывается страшная трагедия самоузнавания и самообмана. Чем больше он узнает себя, тем больше чувствует в себе присутствие человеческого начала, тем страшнее ему становится, тем дальше уходит он от желаемого результата, тем настойчивее пытается себя обмануть. Больше всего герой терзается своими мучениями.

А ведь по замыслу он совершал не преступление - «не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит; потому что старушонка вредна», - он позволил себе, по праву «сильного», убить тварь, несущую только зло. Такова была четко продуманная схема.

Но после содеянного он ужасно боялся всего: вздрагивал от любого чужого окрика на улице, от шороха в комнате, где находился совсем один, он не хочет и не может видеть мать, Дуню. Страшная мысль приходит ему в голову: человеческое очнулось в герое. Но дело сделано, «мосты сожжены, Рубикон перейден», придется ему отвечать по земному, человеческому, вечному закону. А то познание, к которому он так стремился, обернулось страшным разочарованием: он оказался просто грешником в мире обычных людей. Раскольников осознал, что не должен был делать этого. Герой вступает в борьбу, но не с внешним врагом, а пытается совладать с неподвластной ему силой - собственным подсознанием. В его сознании зреет надежда, что его совершенные расчеты оправдаются, между тем в подсознании уже царит ужас.

Достоевский проводит тончайшее психологическое расследование: что же чувствует преступник после содеянного. Он показывает, как главный герой принужден сам на себя донести, и не потому, что раскаялся, а потому, что эта зловещая тайна давит на него, мешает жить. Раскольников мечтает о наказании как об избавлении от страданий. Преступление стоит между ним и миром, совершив убийство, он отрезал себя ото всех. Преступные теория и деяние отлучили Родиона от мира людей.

Несмотря на свое одиночество, столь остро ощущаемое им на протяжении всего романа, главный герой все время окружен людьми, которые помогают ему познать себя и окружающий мир. В дни и часы создания теории Раскольников ни в ком не нуждался, но понять случившееся одному стало невозможно: герой уже преступил черту, сознание его не может вырваться из замкнутого круга теории. Он мечется в поисках живой души, которая могла бы выслушать его и этим облегчить страданье. И появляется Соня. Она всей своей судьбою, характером, образом мыслей противостоит его жестокой, странной идее. Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия существования, еще более чем он, униженная, Соня - другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, а также связь с Господом, которую разрывает Раскольников. В появлении Сони заключена одна из самых важных - ключевых - идей Достоевского. На преступление человек идет один, вернуться же к людям он один не может, ему необходим кто-нибудь, кто разделит с преступником его грех, Добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста.

Зародившись в воспаленном мозгу главного героя, теория начинает жить своей жизнью, разрушая его личность, парализуя волю. Идея заставила Раскольникова пролить человеческую кровь, встала между ним и миром. Он страдает, мечется, чувствуя, что происходит нечто непредвиденное, нечто страшное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя причастными к высшей истине и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед за кем-то, ведь каждый ощущает себя предводителем. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга, и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной навязчивой наполеоновской идеей. Пустая земля, где люди, «существа, одаренные умом и волей», перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается его освобождение из-под власти идеи, начинается его путь к людям.