Свадьба        12.11.2020   

Обломов коренной тип нашего народа. Обломов — «коренной народный наш тип

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 29 Р. П. ЧУНСКИЙ

ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ

« ОБЛОМОВ - «КОРЕННОЙ НАРОДНЫЙ НАШ ТИП»

Провела: учитель русского языка и литературы

Емельянович Ольга Анатольевна

Р. П. ЧУНСКИЙ, 2015 г.

Цели: показать сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность главы «Сон Обломова»; выявить связь проблематики романа с важнейшими вопросами российской действительности середины XIX века; способствовать формированию представления учеников о всесторонне развитой личности с выявленной гражданской позицией.

Тип урока: проблемный урок с элементами семинарского занятия.

Ход урока.

Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…

М.Ю. Лермонтов

  1. Орг. момент.
  1. Работа над словами эпиграфа.

Учитель: Откуда взяты эти строки? Кому принадлежала мысль?

Дети: Печорин «Герой нашего времени».

Учитель: Почему именно эти слова выбраны нами в качестве эпиграфа? О чем у нас сегодня пойдет речь?

Учитель: Можно ли однозначно дать оценку главному герою романа? Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Можно ли его назвать героем своего времени?

Жизнь и судьба И. И. Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах жить “как нужно” или “как хочу”? Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства.

  1. Беседа по вопросы

Учитель: Илья Ильич Обломов. Кто он? Вряд ли какой-либо русский роман истолковывался столь противоречивым образом, как этот. Обратимся к главе I первой части романа – своеобразной его экспозиции. Как нарисована внешность Обломова, обстановка, его окружающая?

Дети (используют тексты произведений): Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum 1 неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

Учитель: Какие детали портрета и обстановки, поведения героя выказывают иронию писателя?

Дети: Домашний костюм Обломова – просторный азиатский халат, подходящий к его изнеженному телу – является символом стиля жизни. Прочие же вещи в доме также по-гоголевски «кричат» о своей принадлежности хозяину. В нескольких комических эпизодах изображается «возлежание» Обломова. Показывается, как барин лежит на диване, как он пытается встать, как нога не попадает в туфлю; вяло ищется письмо, пришедшее из деревни, но уже несколько дней затерявшееся в складках одеяла. Диван, туфли, халат – также символы жизни Обломова.

Учитель: Как раскрывает героя убранство комнаты?

Дети: «Фестончики паутины», лепящиеся по стенам около картин; зеркала, которые не отражают предметов, а могут служить «Скрижалями для записывания на них»; пятна на коврах, забытое полотенце на диване – всё это говорит о запущенности, безразличии героя к своему быту. Но вместе с тем с первого взгляда комната, где лежал Обломов, казалась «прекрасно убранною». Причина такой двойственности, видимо, в том, что у хозяина есть вкус, средства, есть внутренняя потребность окружать себя дорогими и красивыми вещами, но нет желания поддерживать чистоту и красоту кабинета.

Учитель: Многое о человеке, о его умственных интересах, занятиях могут сказать книги. А что читает Обломов?

Дети: «лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха».

Такое отношение ко всему может свидетельствовать или о депрессии, усталости от жизни, или о какой-то драме, пережитой владельцем всех этих вещей. Но, вчитываясь в первую главу, мы узнаем. Что Обломов просто привык к такому убранству своей комнаты, иногда замечает запущенность и грязь и тогда призывает к ответу Захара. Нудные препирательства с Захаром, чтоб он хоть что-нибудь сделал, лишь подчеркивают полное бездействие барина, находящегося во власти инерции.

Учитель: Не промелькнула ли у вас мысль о том, что где-то мы уже видели похожую бытовую обстановку, да и сам образ кого-то напоминает?

Внешность: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»;

Образование: считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но в кабинете два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице .

Он во всем проявляет «прекраснодушие», живость манер и любезное щебетание в разговоре. Зацепившись за любую тему, мысли его уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.

Характер: мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. "как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост".

Хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.

Вывод:

В этом помещике нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле он, - мертвая душа, «ни то ни сё».

Мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку», «как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать».

Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен.

Был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.

Скучный собеседник, от него «не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную».

Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем.

Учитель: В чем сходство между обрисовкой Манилова в «Мертвых душах» и Обломова? В чем различие?

Дети: «Обломов в изображении Гончарова не мнимо (как Манилов), а действительно приятный и действительно добрый, мягкий, откровенный и сердечный человек. И он вызывает в окружающих людях совсем иные (чем Манилов) чувства». Н.И.Пруцков

Учитель: Вместе с Обломовым в гл. I появляется Захар. Можно ли Захара назвать своеобразным «двойником» Обломова и почему?

Дети: «...пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете... с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами... ». В этой портретной характеристике чувствуется ирония автора, поясняющего в дальнейшем причины столь экстравагантного вида: одежда Захара напоминала ему ливрею - форму, требующуюся для сопровождения своих господ «в церковь или в гости» и служившую «единственною представительницею достоинства дома Обломовых».

Страстно преданный своему барину, Захар, тем не менее, редкий день, когда не солжет ему в чем-нибудь. Любит он и выпить, и всегда норовит «усчитать» у барина гривенник. Тоска овладевает им, если барин или его гости съедают все, поданное на стол. Любит Захар и посплетничать, выдумать про барина какую-нибудь небывальщину. «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом... Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул».

Единственная обязанность Захарки заключалась в том, чтобы сидеть в прихожей в ожидании барских распоряжений. Но до распоряжений дело доходило редко, и «молодой, проворный, прожорливый и лукавый парень» всю свою юность продремал все в той же прихожей.

«Ты больше Обломов, чем я», - бросает Илья Ильич своему слуге.

Учитель: В чем их схожесть?

Дети: Обломов и Захар одинаково беспросветно погрязли в лени, бездуховности, апатии.

Учитель: Почему?

Дети: И Захар и Обломов, каждый по-своему, хранят в душе образ взрастившей их Обломовки, сформировавшей их жизнь, характер и взаимоотношения. «Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак...». Он не мог забыть «барского широкого и покойного быта в глуши деревни», вынес оттуда свою, личную «обломовщину», тесно переплетающуюся с жизнью его хозяина.

Учитель: И вот назревает вопрос: почему посреди повествования автор переносит нас в «райский уголок»? (Глава «Сон Обломова»)

  1. Анализ « Сна Обломова». Для этого класс делится на 5 групп. Каждая группа получает своё задание и свои вопросы.
  • Раскрыть роль пейзажа в понимании идейного содержания «Сна Обломова»
  • Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев (2 группы).
  • Рассказать о духовной жизни обломовцев.
  • Отметить особенности изображения пространства и времени в «Сне»

1. Раскрыть роль пейзажа в понимании идейного содержания «Сна Обломова»

  • Как автор описывает природу Обломовки? Приведите цитаты.
  • С помощью каких художественных средств писатель передает состояние природы?
  • Как описания природы раскрывают состояние души обломовцев, их характеры, образ жизни?

2. Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев

  • Найдите описание сна обломовцев. Приведите цитаты.
  • С помощью каких художественных средств писатель поэтизирует это физиологическое состояние человека.
  • Докажите, что образ сна имеет символическое значение.

3. Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев .

  • Найдите описание пирога, «ритуала» его изготовления и поедания.
  • С помощью каких художественных средств писатель поэтизирует такое физиологическое состояние человека.
  • Докажите, что образ пирога имеет символическое значение

4. Рассказать о духовной жизни обломовцев.

  • Найдите и зачитайте цитаты, раскрывающие отношение обломовцев к образованию, книгам, с одной стороны, к приметам и суевериям – с другой.
  • Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с фольклорными образами Емели и Ильи Муромца?

5. Отметить особенности изображения пространства и времени в «Сне»

  • Обсудите схематическое изображение пространственных границ Обломовки. Выберите наиболее удачную схему, обоснуйте свой выбор. Опираясь на пространственные образы «Сна».
  • Объясните символическое значение образов письма и оврага.
  • Найдите описание течения времени в Обломовке. Отметьте его особенности, изобразите схематически.
  1. Вывод: Обломовка - "благословенный уголок" - утопия.

Этот "чудесный край" отделен от окружающего мира: и гость сюда редко заезжает, и новость редко доходит. А в Обломовке этого и не надо, там "люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех". "Не наказывал господь той стороны ни египетскими, ни простыми язвами", а сами обломовцы пуще всего боялись страстей, "грандиозного, дикого и угрюмого".

Обломовке характерны черты русские. Там нам не удается увидеть "вечера в швейцарском или шотландском вкусе", мужики занимаются обычными хлопотами: работой на барина, уплатой податей. Асоциальные проявления сведены на нет: кража считается страшнейшим злодейством, а пьяного мужика мало кто и видел.

Обломовка обнесена невидимой стеной, за эту стену не проникает ничего нового. Это местечко подобно городу Калинову Островского: люди не знают об окружающем мире, верят сказкам о двухголовых людях и не пытаются в этом усомниться, принимают все за правду.

Природный пейзаж Обломовки "верст на пятнадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей". Лишь овраг, омраченный сказками о нем, нарушал эту картину. Овраг был главным "мифическим" объектом, им пугали маленького Илюшу. Но, впрочем, мифу, сказке, традициям было подчинено все в Обломовке. Крестьяне называли пристань на Волге "Колхидой" и "Геркулесовыми столпами", семья Обломовых вся целиком была воспитана на разного рода сказках о прекрасной волшебнице Милитрине Кирибитьевне.

За околицей деревни начинаются чудеса - светлые чудеса народного воображения и тёмные чудеса мертвящего суеверия. Одно незаметно переходит в другое - так, что трудно провести грань между добром и худом. Вот стоит избушка Онисима, а попасть в неё можно, только если “упросить её стать к лесу задом, к нему передом”. Это добрая сказка, но тут же, за ближайшей канавой, начинается страшная сказка. Маленький Обломов только хочет добраться до березняка “не кругом, а прямо, через канаву, как испугается: там, говорят, и леший, и разбойники, и страшные звери”. По этой канавке проходит граница между светом и тенью: поближе к дому маленького Обломова - радостное чудо, подальше - сказочная жуть.

Обитатели Обломовки воспринимают мир без счёта и мер. Для них есть только свой дом, а далее воображение обломовца сразу перепрыгивает в небывалую даль - ту, что “за тридевять земель”. Там, “в некотором царстве-государстве”, грезится всё та же Обломовка, но только преображённая. Реальная Обломовка - это только первое приближение к обломовской сказке; долгими вечерами няня рассказывает маленькому Илюше “о неведомой стране”, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.

Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям: точно выполнялись обряды крещения и погребения, каждый обломовец следовал формуле "рождение - брак - смерть", и даже в природе "по указанию календаря" сменялись времена года. Все было размеренно: и повседневная жизнь, и дожди с грозами случались в известное время. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.

Согласно этому жил и дом Обломовых. Распорядок дня, заведенный еще прадедами, сохранился и в точности выполнялся. От утреннего пробуждения к обеду, от обеда к дневному сну, от сна к вечеру - так жил каждый из Обломовых. Но маленький Илья Обломов как бы выбивался из этого распорядка. Он с трудом помнил слова утренней молитвы, был резв и любознателен, в отличие от окружающих, потому и убегал в час всеобщего сна исследовать округу. Но заботливая матушка, строгая няня и каждый в доме не давали ребенку свободы, а заботились лишь о том, чтобы он был сыт и здоров. Так и получалось, что кроме ласки, заботы о еде и сказок Илья Обломов ничего не знал. Это привело в нем неизмеримую любовь к матери и сформировало идеал жизни. Обломов хотел жить в свое удовольствие, наполнить свое существование мечтами и размышлениями.

Учитель: Что в мире Обломовки, в жизни её обитателей вызывает доброе чувство писателя? Дети: Спокойствие, мир, тишина, крестьянский труд, не подневольный, а для себя, природа - всё любовь, всё поэзия: “Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью”. В гармонии с любящей матерью-природой - образ “маменьки”. Как “мать сыра земля” заботится о тех, кого она приютила, так печётся и “маменька” о своём сыне: “Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами…” Сын же отвечает ей горячей взаимностью - и тот взрослый Обломов, который спит и видит сон, и тот маленький Обломов, который снится ему: “Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”. Всё навевает здесь мысль о том родном, национально русском, что связывает с землей-матушкой, с её корнями и истоками народного бытия.

Учитель: А что в обломовском укладе он не может принять?

Дети: Но вместе с тем в обломовской сказке есть сковывающий страх, боязнь всего нового, незнакомого. Есть также тупая неподвижность и всё то, что соответствует русскому “авось”. Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон, замкнутый круг, где весь ритм жизни повторяет природный ритм, подобно смене времен года. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон - только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Человек там во власти вековой скуки и лени.

Учитель: Как расширились наши представления о герое после знакомства со «Сном Обломова»?

Дети: Мы узнаем, как воспитывался Обломов: в любви, но и в постоянном ограничении собственной воли.

Во «Сне Обломова» возникают и важные сопоставления Обломова с героями русских сказок и былин. Илья Обломов и Илья Муромец, который так же, как и герой романа, сидел сиднем 33 года, но потом пришли калики перехожие, напоили Муромца живой водой, и он отправился совершать подвиги. Нечто похожее есть и в судьбе Обломова

Итог: Таким образом, сон Обломова дает нам объяснение того, как Илья Обломов превратился из бодрого, резвого мальчугана в человека, не желающего знать ничего и никого, кроме своего кабинета и лакея Захарки.

Безмятежный обломовский уклад жизни оказал свое пагубное влияние на Захара, как и на его барина. Захар - такое же порождение крепостного строя, как и Обломов. Этот тип слуги выведен в романе совершенно закономерно. Он не только оттеняет своего барина, но и показывает, что «обломовщина» - явление массовое. И барин, и слуга подвержены одним порокам несмотря на разное социальное положение, они повторяют, дополняют друг друга. Жизнь, построенная по модели Обломовки, лишила их духовного развития, послужила причиной опустошения души, поставила в тесную зависимость друг от друга: как Обломов «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Показательной в этом отношении является судьба Захара после смерти его барина. Не привыкшей к труду Захар не сумел задержаться ни на одной работе, да и барина, подобного Обломову он найти не смог. Трагична жизнь Обломова, но и трагична жизнь его слуги.

Учитель: Как столкнулись мечты и действительность в жизни Обломова в Петербурге?

Дети: Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге... По смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ... Тогда еще он был молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив, то, по крайней мере, живее, чем теперь; еще он был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли - прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург... Наконец, в отдаленной перспективе... воображению его мелькало и улыбалось семейное счастие... Но дни шли за, днями, годы сменялись годами... стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще и все еще стоял... там же, где был десять лет назад. Но он все... готовился начать жизнь-Жизнь в его глазах разделялась на две половины; одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья.... Воспитанный в недрах провинции... он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец. Он полагал, что... посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться

Ежедневно... Но как огорчился он, увидев, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу... Все это навело на него страх и скуку великую. “Когда же жить?” - твердил он. Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике. Бог знает, что сталось бы с ним, если б он попался к строгому и взыскательному! Обломов прослужил кое-как года два”, и тут произошел случай, заставивший его бросить службу. Однажды он отправил какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск, испугался, что придется отвечать, “ушел домой и прислал медицинское свидетельство” о болезни, а затем подал в отставку. “Так кончилась - и потом уже не возобновлялась - его государственная деятельность. Роль в обществе удалась было ему лучше. В первые годы пребывания в Петербурге... покойные черты лица его оживлялись чаще, глаза подолгу сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы”. Но он боялся любви, чуждался женщин. “Душа его была еще чиста и девственна; она, может быть, ждала своей любви... а потом, с годами, кажется, перестала ждать и отчаялась. Илья Ильич еще холоднее простился с толпой друзей... Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым годом все крепче и постояннее водворялся в своей квартире. Сначала ему тяжело стало пробыть целый день одетым, потом он ленился обедать в гостях... Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться”

Учитель: Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями-гостями?

Дети: Каждый из посетителей Обломова являет собой какую-нибудь социально-общественную функцию. Волков – тип влюбчивого, порхающего по балам и театрам ухажера; Судьбинский – чиновник до мозга костей, Пенкин – образчик беспринципного журналиста, Алексеев – человек без собственных мнения и воли, Тарантьев – угрюмый вымогатель и грубиян. Высказывание Обломова о своих гостях – последовательная критика неполного, узконацеленного, функционального существования..

Учитель: Чем он выше своих гостей?

Дети: Посетители, которые часто приходят к Обломову, зовут его с собой, но они не могут развеять его сонливость, апатию, пробудить к новой, активной жизни. Эти герои лишь на первый взгляд деятельны, каждый из них занят каким-то определенным делом, но, в сущности, их жизнь бессмысленна и пуста. Обломов на их фоне выглядит мудрецом, который не желает принимать участие в бессмысленной суете. И в этом есть скрытое сравнение Обломова с Диогеном, который ходил с фонарём по улицам и искал Человека.

Он сам не способен ни к какой деятельности…, но из этого ещё далеко не следует, чтоб другие люди при других условиях не могли подвинуть Обломова на мысль и благое дело. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих.

Вывод: Таким образом, мы видим Обломовку в миниатюре и здесь – тот же замкнутый круг, та же остановившаяся жизнь. Круг имеет и прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Хотя в литературе о Гончарове существуют и другие мнения о происхождении фамилии главного героя романа «Обломов» - от другого архаичного слова «обломон», что значит сон. Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает значение ОБЛОМКА . В фамилии главного героя романа присутствует и значение обломка крепостничества, ведь роман создавался в пореформенную эпоху и явился ее ярким, гениальным воплощением.

  1. Рефлексия.
  2. Выставление оценок
  3. Домашнее задание
  1. Дать сопоставительную характеристику Обломова и его приятелей.

Реферат по литературе на тему:

« Илья Ильич Обломов « коренной

народный наш тип»

ученицы 11 класса школы №763

Палаевой Марии.

Москва, 2001 год.

  1. Вступление Страница 3
  1. «Обломовщина» национальная

черта русского народа Страница 4

3. Обломов и Штольц Страница 8

4. Обломов и Ольга Страница 11

5. Обломов и Агафья

Матвеевна Страница 15

6. Заключение Страница 17

7. Список использованной

литературы Страница 18

Вступление.

Некоторые люди находят роман Гончарова «Обломов» скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов «народный наш тип», и именно он яркий представитель русского народа.

Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут среди нас обломовцы, ведь в этом романе прославляется русская лень. И многие из нас с удовольствием лежали бы на диване, как Илья Ильич, если бы была такая возможность.

В своём реферате я рассматриваю главный вопрос « Что же такое обломовщина?» и пытаюсь разобрать все черты Обломовского характера на его взаимоотношениях с Ольгой Ильинской, Агафьи Матвеевной и Штольцем.

«Обломовщина» - национальная

черта русского народа.

История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - довольно скучная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твёрдо. Слово это обломовщина ; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.

В понятие «обломовщина» входит целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек. Эта природа просто располагает человека к покою.

Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, - чистосердечен, мягок, у него не потеряно драгоценное нравственное качество совесть. Уже на первой странице этого произведения автор обратил внимание читателя на главную черту своего героя:

« Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его».

Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нём апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.

Обломов - барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора. Преимущество своего положения Илья Ильич объясняет Захару таким образом:

«Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне?.. И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

И Обломов говорит совершенную правду. История его воспитания вся служит подтверждением его слов. Он с малых лет видит в своём доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся, за дурное исполнение. И вот у него уже готово первое понятие что сидеть, сложа руки почетнее, нежели трудиться... В этом направлении идёт и всё дальнейшее развитие.

Порой он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, и спрашивал себя: «Отчего я такой?» В кульминационной главе романа «Сон Обломова» писатель отвечает на этот вопрос. Он создаёт картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состоянием человека.

Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, «в благословенный уголок земли», где нет «моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в Обломовке. А всё остальное время занимает «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон». А потому все «ищущие проявления силы» в Илюше «обращались внутрь и никли, увядая».

Но Обломов не просто лежит на диване, глядя в потолок. Он мечтает. И как только его мечты сталкиваются с реальностью, Илья Ильич теряется, так было с его имением Обломовка. Его мечты никогда не воплотятся в жизнь, потому что он даже пальцем не пошевелит для их осуществления. Он всегда надеется на авось…

А ведь эта проблема не только Обломова, но и всего русского народа. Если вспомнить наши народные сказки, то мы поймём причину неосуществления мечтаний Илья Ильича. Почти во всех наших сказках герои ничего не добиваются своим трудом, то щука, то золотая рыбка исполняют все желания. Вот и мы до сих пор мечтаем о волшебной палочке.

Но Обломов бездельничает ничуть не больше, чем все остальные братья обломовцы; только он откровеннее не старается прикрыть своего безделья даже разговорами в обществе и гуляньем по Невскому проспекту.

«Свет, общество! Ты верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтобы отбить охоту быть там!.. там нет ничего глубокого, задевающего за живое.

Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят за картами. Все это мертвецы. Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами».

Обломов и Штольц.

Обломов и Штольц главные герои романа. Гончаров противопоставляет Штольца Обломову. Благодаря этому сравнению черты «обломовщины» ещё больше раскрываются перед нами.

Штольц вырос в небогатой семье, где все дни проходили в работе. Он с детства привык к труду и твёрдо знал, что добиться в жизни чего-либо можно только упорным трудом. Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушался даже самой чёрной работы. Жизнь его кипит действием. Для Обломова это было бремя. Он не привык к труду и не видел в работе смысла. Обломов с детства был окружен нежной заботой родителей и няни, а Штольц воспитывался в атмосфере постоянного умственного и физического труда. Идеал

счастья Обломова - полное спокойствие и хорошая еда.

Страница:

Илья Ильич Обломов - "коренной народный наш тип"

Некоторые люди находят роман Гончарова "Обломов" скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов - "народный наш тип", и именно он яркий представитель русского народа.

Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут среди нас обломовцы, ведь в этом романе прославляется русская лень. И многие из нас с удовольствием лежали бы на диване, как Илья Ильич, если бы была такая возможность.

В своём сочинении я рассматриваю главный вопрос "Что же такое обломовщина?" и пытаюсь разобрать все черты Обломовского характера на его взаимоотношениях с Ольгой Ильинской, Агафьи Матвеевной и Штольцем.

История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - довольно скучная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твёрдо. Слово это - обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.

В понятие "обломовщина" входит целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек. Эта природа просто располагает человека к покою.

Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, - чистосердечен, мягок, у него не потеряно драгоценное нравственное качество - совесть. Уже на первой странице этого произведения автор обратил внимание читателя на главную черту своего героя: "Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его".

Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нём апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.

Обломов - барин; "у него есть Захар и еще триста Захаров", по выражению автора. Преимущество своего положения Илья Ильич объясняет Захару таким образом: "Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне?.. И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался".

И Обломов говорит совершенную правду. История его воспитания вся служит подтверждением его слов. Он с малых лет видит в своём доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся, за дурное исполнение. И вот у него уже готово первое понятие - что сидеть, сложа руки почетнее, нежели трудиться... В этом направлении идёт и всё дальнейшее развитие.

Порой он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, и спрашивал себя: "Отчего я такой?" В кульминационной главе романа "Сон Обломова" писатель отвечает на этот вопрос. Он создаёт картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состоянием человека.

Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, "в благословенный уголок земли", где нет "моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого". Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в Обломовке. А всё остальное время занимает "какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон". А потому все "ищущие проявления силы" в Илюше "обращались внутрь и никли, увядая".

Но Обломов не просто лежит на диване, глядя в потолок. Он мечтает. И как только его мечты сталкиваются с реальностью, Илья Ильич теряется, так было с его имением Обломовка. Его мечты никогда не воплотятся в жизнь, потому что он даже пальцем не пошевелит для их осуществления. Он всегда надеется на авось...

А ведь эта проблема не только Обломова, но и всего русского народа. Если вспомнить наши народные сказки, то мы поймём причину неосуществления мечтаний Илья Ильича. Почти во всех наших сказках герои ничего не добиваются своим трудом, то щука, то золотая рыбка исполняют все желания. Вот и мы до сих пор мечтаем о волшебной палочке.

Но Обломов бездельничает ничуть не больше, чем все остальные братья обломовцы; только он откровеннее - не старается прикрыть своего безделья даже разговорами в обществе и гуляньем по Невскому проспекту.

"Свет, общество! Ты верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтобы отбить охоту быть там!.. там нет ничего глубокого, задевающего за живое. Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят - за картами. Все это мертвецы. Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами".

Обломов и Штольц - главные герои романа. Гончаров противопоставляет Штольца Обломову. Благодаря этому сравнению черты "обломовщины" ещё больше раскрываются перед нами.

Штольц вырос в небогатой семье, где все дни проходили в работе. Он с детства привык к труду и твёрдо знал, что добиться в жизни чего-либо можно только упорным трудом. Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушался даже самой чёрной работы. Жизнь его кипит действием. Для Обломова это было бремя. Он не привык к труду и не видел в работе смысла. Обломов с детства был окружен нежной заботой родителей и няни, а Штольц воспитывался в атмосфере постоянного умственного и физического труда. Идеал счастья Обломова - полное спокойствие и хорошая еда.

Гончаров пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчётливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философскими раздумьями о высоком предназначении человека. Но это не получилось. Его деятельность иногда становится никчёмной суетой. Его практицизм далёк от высоких идеалов и направлен на личное благополучие и мещанский комфорт. В Штольце ум преобладает над сердцем. Он обвиняет Обломова в безделье и пытается "расшевелить" его, заставить трудиться. Но нужно ли это Обломову? Ещё в молодости он мечтал "служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников"... Однажды он уже поступил на службу, которая представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, и, разочаровавшись, подал в отставку. Обломов понял, что труд - это скука, а не праздность и все его идиллии о " дружной, тесной семьи" разрушила жестокая реальность. Но также он убедился в бессмысленности службы, где все торопятся быстрее "спустить" дело, даже не вникая в него, и "с яростью хватаются за другое, как будто в нём вся сила и есть..." Всё это составляло единую систему, где труд был направлен на личный комфорт и карьеру. Частью этой системы и являлся Штольц. Он не просто хотел "поднять Обломова с дивана", а сделать его похожим на себя, став тоже частью этой системы. Именно этого боялся Обломов, поэтому все попытки Штольца "расшевелить" его не увенчались успехом. В той жизни, которую ему предлагает Штольц Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Обломов признавал только труд души, ему несвойствен практицизм, ему не нужна карьера. У него всё есть, и он предпочитает лежать на диване и предаваться мечтам бессмысленной механической деятельности Штольца. Да и теперь он "не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов", и хотя он не рыщет по свету за исполинским делом, но всё-таки мечтает о всемирной деятельности, всё-таки с презрением смотрит на чернорабочих и с жаром говорит:

"Нет, я души не растрачу моей

На муравьиной работе людей..."

В конфликте Обломова со Штольцем за социальными и нравственными проблемами просвечивает ещё и другой, историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает вызов современной цивилизации с её идеей исторического прогресса. Обломов готов выйти из суетного круга истории. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились и успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали заниматься техническими играми и стали бы наслаждаться простой, непритязательной жизнью.

Главная сюжетная ситуация в романе - взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идёт путём, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает увидеть Обломова, таким, как его хотел показать автор. В своё время Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. "Обломов" не противостоит этому выводу, а ещё более закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нём свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть. Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Ольга видит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые так же чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. И именно в Ольге, а не в Штольце, можно видеть "намёк на новую русскую жизнь"; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет "обломовщину".

В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они и поработить себе женскую душу... как же! этим бывает очень довольна их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ними действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, - они немедленно обращаются в постыднейшее бегство.

Обломов хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее всяческие жертвы в доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга выйдет за него замуж, и с робостью сделал её предложение. А, когда она ему сказала, что это давно бы ему следовало сделать, он пришел в смущение, ему стало не довольно согласия Ольги. Он начал пытать её, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что никогда не пойдет по этому пути; но затем ее объяснение и страстная сцена успокоили его... Но всё-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ

«ОБЛОМОВ - «КОРЕННОЙ НАРОДНЫЙ НАШ ТИП»

Провела: учитель русского языка и литературы

Емельянович Ольга Анатольевна

Цели: актуализировать навыки выявления авторской позиции в произведении И.А. Гончарова «Обломов»; показать сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность главы «Сон Обломова»; выявить связь проблематики романа с важнейшими вопросами российской действительности середины XIX века; способствовать формированию представления учеников о всесторонне развитой личности с выявленной гражданской позицией; уметь сравнивать героев произведения.

Тип урока: проблемный урок с элементами семинарского занятия.

Ход урока

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души,

едва ли не любопытнее истории целого народа…

М.Ю. Лермонтов

Орг. момент.

Работа над словами эпиграфа.

Учитель: Откуда взяты эти строки? Кому принадлежала мысль?

Дети: Печорин «Герой нашего времени».

Учитель: Почему именно эти слова выбраны нами в качестве эпиграфа? О чем у нас сегодня пойдет речь?

Учитель: Можно ли однозначно дать оценку главному герою романа? Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Можно ли его назвать героем своего времени?

Жизнь и судьба И. И. Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах жить “как нужно” или “как хочу”? Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова - это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства.

Беседа по вопросам

Учитель: Илья Ильич Обломов. Кто он? Вряд ли какой-либо русский роман истолковывался столь противоречивым образом, как этот. Обратимся к главе I первой части романа - своеобразной его экспозиции. Как нарисована внешность Обломова, обстановка, его окружающая?

Дети (используют тексты произведений): Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum 1 неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

Учитель: Какие детали портрета и обстановки, поведения героя выказывают иронию писателя?

Дети: Домашний костюм Обломова - просторный азиатский халат, подходящий к его изнеженному телу - является символом стиля жизни. Прочие же вещи в доме также по-гоголевски «кричат» о своей принадлежности хозяину. В нескольких комических эпизодах изображается «возлежание» Обломова. Показывается, как барин лежит на диване, как он пытается встать, как нога не попадает в туфлю; вяло ищется письмо, пришедшее из деревни, но уже несколько дней затерявшееся в складках одеяла. Диван, туфли, халат - также символы жизни Обломова.

Учитель:Как раскрывает героя убранство комнаты?

Дети: «Фестончики паутины», лепящиеся по стенам около картин; зеркала, которые не отражают предметов, а могут служить «Скрижалями для записывания на них»; пятна на коврах, забытое полотенце на диване - всё это говорит о запущенности, безразличии героя к своему быту. Но вместе с тем с первого взгляда комната, где лежал Обломов, казалась «прекрасно убранною». Причина такой двойственности, видимо, в том, что у хозяина есть вкус, средства, есть внутренняя потребность окружать себя дорогими и красивыми вещами, но нет желания поддерживать чистоту и красоту кабинета.

Учитель: Многое о человеке, о его умственных интересах, занятиях могут сказать книги. А что читает Обломов?

Дети: «лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха».

Такое отношение ко всему может свидетельствовать или о депрессии, усталости от жизни, или о какой-то драме, пережитой владельцем всех этих вещей. Но, вчитываясь в первую главу, мы узнаем. Что Обломов просто привык к такому убранству своей комнаты, иногда замечает запущенность и грязь и тогда призывает к ответу Захара. Нудные препирательства с Захаром, чтоб он хоть что-нибудь сделал, лишь подчеркивают полное бездействие барина, находящегося во власти инерции.

Учитель: Не промелькнула ли у вас мысль о том, что где-то мы уже видели похожую бытовую обстановку, да и сам образ кого-то напоминает?

Внешность: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»;

Образование: считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но в кабинете два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.

Он во всем проявляет «прекраснодушие», живость манер и любезное щебетание в разговоре. Зацепившись за любую тему, мысли его уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.

Характер: мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. "как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост".

Хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.

Вывод:

В этом помещике нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле он, - мертвая душа, «ни то ни сё».

Мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку», «как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать».

Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен.

Был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.

Скучный собеседник, от него «не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную».

Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем.

Учитель: В чем сходство между обрисовкой Манилова в «Мертвых душах» и Обломова? В чем различие?

Дети: «Обломов в изображении Гончарова не мнимо (как Манилов), а действительно приятный и действительно добрый, мягкий, откровенный и сердечный человек. И он вызывает в окружающих людях совсем иные (чем Манилов) чувства». Н.И.Пруцков

Учитель: Вместе с Обломовым в гл. I появляется Захар. Можно ли Захара назвать своеобразным «двойником» Обломова и почему?

Дети:«...пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете... с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами... ». В этой портретной характеристике чувствуется ирония автора, поясняющего в дальнейшем причины столь экстравагантного вида: одежда Захара напоминала ему ливрею — форму, требующуюся для сопровождения своих господ «в церковь или в гости» и служившую «единственною представительницею достоинства дома Обломовых».

Страстно преданный своему барину, Захар, тем не менее, редкий день, когда не солжет ему в чем-нибудь. Любит он и выпить, и всегда норовит «усчитать» у барина гривенник. Тоска овладевает им, если барин или его гос-ти съедают все, поданное на стол. Любит Захар и посплетничать, выдумать про барина какую-нибудь небывальщину. «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом... Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул».

Единственная обязанность Захарки заключалась в том, чтобы сидеть в прихожей в ожидании барских распоряжений. Но до распоряжений дело доходило редко, и «молодой, проворный, прожорливый и лукавый парень» всю свою юность продремал все в той же прихожей.

«Ты больше Обломов, чем я», — бросает Илья Ильич своему слуге.

Учитель: В чем их схожесть?

Дети: Обломов и Захар одинаково беспросветно погрязли в лени, бездуховности, апатии.

Учитель: Почему?

Дети: И Захар и Обломов, каждый по-своему, хранят в душе образ взрастившей их Обломовки, сформировавшей их жизнь, характер и взаимоотношения. «Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак...». Он не мог забыть «барского широкого и покойного быта в глуши деревни», вынес оттуда свою, личную «обломовщину», тесно переплетающуюся с жизнью его хозяина.

Учитель:И вот назревает вопрос: почему посреди повествования автор переносит нас в «райский уголок»? (Глава «Сон Обломова»)

Анализ «Сна Обломова». Для этого класс делится на 5 групп. Каждая группа получает своё задание и свои вопросы.

Раскрыть роль пейзажа в понимании идейного содержания «Сна Обломова»

Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев (2 группы).

Рассказать о духовной жизни обломовцев.

Отметить особенности изображения пространства и времени в «Сне»

1. Раскрыть роль пейзажа в понимании идейного содержания «Сна Обломова»

С помощью каких художественных средств писатель передает состояние природы?

Как описания природы раскрывают состояние души обломовцев, их характеры, образ жизни?

2. Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев

Найдите описание сна обломовцев. Приведите цитаты.

С помощью каких художественных средств писатель поэтизирует это физиологическое состояние человека.

Докажите, что образ сна имеет символическое значение.

3. Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев .

Найдите описание пирога, «ритуала» его изготовления и поедания.

С помощью каких художественных средств писатель поэтизирует такое физиологическое состояние человека.

Докажите, что образ пирога имеет символическое значение

4. Рассказать о духовной жизни обломовцев.

Найдите и зачитайте цитаты, раскрывающие отношение обломовцев к образованию, книгам, с одной стороны, к приметам и суевериям - с другой.

Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с фольклорными образами Емели и Ильи Муромца?

5. Отметить особенности изображения пространства и времени в «Сне»

Обсудите схематическое изображение пространственных границ Обломовки. Выберите наиболее удачную схему, обоснуйте свой выбор. Опираясь на пространственные образы «Сна».

Объясните символическое значение образов письма и оврага.

Найдите описание течения времени в Обломовке. Отметьте его особенности, изобразите схематически.

Вывод: Обломовка - "благословенный уголок" - утопия.

Этот "чудесный край" отделен от окружающего мира: и гость сюда редко заезжает, и новость редко доходит. А в Обломовке этого и не надо, там "люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех". "Не наказывал господь той стороны ни египетскими, ни простыми язвами", а сами обломовцы пуще всего боялись страстей, "грандиозного, дикого и угрюмого".

Обломовке характерны черты русские. Там нам не удается увидеть "вечера в швейцарском или шотландском вкусе", мужики занимаются обычными хлопотами: работой на барина, уплатой податей. Асоциальные проявления сведены на нет: кража считается страшнейшим злодейством, а пьяного мужика мало кто и видел.

Обломовка обнесена невидимой стеной, за эту стену не проникает ничего нового. Это местечко подобно городу Калинову Островского: люди не знают об окружающем мире, верят сказкам о двухголовых людях и не пытаются в этом усомниться, принимают все за правду.

Природный пейзаж Обломовки "верст на пятнадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей". Лишь овраг, омраченный сказками о нем, нарушал эту картину. Овраг был главным "мифическим" объектом, им пугали маленького Илюшу. Но, впрочем, мифу, сказке, традициям было подчинено все в Обломовке. Крестьяне называли пристань на Волге "Колхидой" и "Геркулесовыми столпами", семья Обломовых вся целиком была воспитана на разного рода сказках о прекрасной волшебнице Милитрине Кирибитьевне.

За околицей деревни начинаются чудеса — светлые чудеса народного воображения и тёмные чудеса мертвящего суеверия. Одно незаметно переходит в другое — так, что трудно провести грань между добром и худом. Вот стоит избушка Онисима, а попасть в неё можно, только если “упросить её стать к лесу задом, к нему передом”. Это добрая сказка, но тут же, за ближайшей канавой, начинается страшная сказка. Маленький Обломов только хочет добраться до березняка “не кругом, а прямо, через канаву, как испугается: там, говорят, и леший, и разбойники, и страшные звери”. По этой канавке проходит граница между светом и тенью: поближе к дому маленького Обломова — радостное чудо, подальше — сказочная жуть.

Обитатели Обломовки воспринимают мир без счёта и мер. Для них есть только свой дом, а далее воображение обломовца сразу перепрыгивает в небывалую даль — ту, что “за тридевять земель”. Там, “в некотором царстве-государстве”, грезится всё та же Обломовка, но только преображённая. Реальная Обломовка — это только первое приближение к обломовской сказке; долгими вечерами няня рассказывает маленькому Илюше “о неведомой стране”, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.

Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям: точно выполнялись обряды крещения и погребения, каждый обломовец следовал формуле "рождение - брак - смерть", и даже в природе "по указанию календаря" сменялись времена года. Все было размеренно: и повседневная жизнь, и дожди с грозами случались в известное время. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.

Согласно этому жил и дом Обломовых. Распорядок дня, заведенный еще прадедами, сохранился и в точности выполнялся. От утреннего пробуждения к обеду, от обеда к дневному сну, от сна к вечеру - так жил каждый из Обломовых. Но маленький Илья Обломов как бы выбивался из этого распорядка. Он с трудом помнил слова утренней молитвы, был резв и любознателен, в отличие от окружающих, потому и убегал в час всеобщего сна исследовать округу. Но заботливая матушка, строгая няня и каждый в доме не давали ребенку свободы, а заботились лишь о том, чтобы он был сыт и здоров. Так и получалось, что кроме ласки, заботы о еде и сказок Илья Обломов ничего не знал. Это привело в нем неизмеримую любовь к матери и сформировало идеал жизни. Обломов хотел жить в свое удовольствие, наполнить свое существование мечтами и размышлениями.

Учитель:Что в мире Обломовки, в жизни её обитателей вызывает доброе чувство писателя? Дети: Спокойствие, мир, тишина, крестьянский труд, не подневольный, а для себя, природа — всё любовь, всё поэзия: “Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью”. В гармонии с любящей матерью-природой — образ “маменьки”. Как “мать сыра земля” заботится о тех, кого она приютила, так печётся и “маменька” о своём сыне: “Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами…” Сын же отвечает ей горячей взаимностью — и тот взрослый Обломов, который спит и видит сон, и тот маленький Обломов, который снится ему: “Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”. Всё навевает здесь мысль о том родном, национально русском, что связывает с землей-матушкой, с её корнями и истоками народного бытия.

Учитель: А что в обломовском укладе он не может принять?

Дети: Но вместе с тем в обломовской сказке есть сковывающий страх, боязнь всего нового, незнакомого. Есть также тупая неподвижность и всё то, что соответствует русскому “авось”. Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон, замкнутый круг, где весь ритм жизни повторяет природный ритм, подобно смене времен года. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Человек там во власти вековой скуки и лени.

Учитель: Как расширились наши представления о герое после знакомства со «Сном Обломова»?

Дети: Мы узнаем, как воспитывался Обломов: в любви, но и в постоянном ограничении собственной воли.

Во «Сне Обломова» возникают и важные сопоставления Обломова с героями русских сказок и былин. Илья Обломов и Илья Муромец, который так же, как и герой романа, сидел сиднем 33 года, но потом пришли калики перехожие, напоили Муромца живой водой, и он отправился совершать подвиги. Нечто похожее есть и в судьбе Обломова

Итог: Таким образом, сон Обломова дает нам объяснение того, как Илья Обломов превратился из бодрого, резвого мальчугана в человека, не желающего знать ничего и никого, кроме своего кабинета и лакея Захарки.

Безмятежный обломовский уклад жизни оказал свое пагубное влияние на Захара, как и на его барина. Захар — такое же порождение крепостного строя, как и Обломов. Этот тип слуги выведен в романе совершенно закономерно. Он не только оттеняет своего барина, но и показывает, что «обломовщина» — явление массовое. И барин, и слуга подвержены одним по-рокам несмотря на разное социальное положение, они повторяют, дополняют друг друга. Жизнь, построенная по модели Обломовки, лишила их духовного развития, послужила причиной опустошения души, поставила в тесную зависимость друг от друга: как Обломов «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Показательной в этом отношении является судьба Захара после смерти его барина. Не привыкшей к труду Захар не сумел задержаться ни на одной работе, да и барина, подобного Обломову он найти не смог. Трагична жизнь Обломова, но и трагична жизнь его слуги.

Учитель: Как столкнулись мечты и действительность в жизни Обломова в Петербурге?

Дети: Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге... По смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ... Тогда еще он был молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив, то, по крайней мере, живее, чем теперь; еще он был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли — прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург... Наконец, в отдаленной перспективе... воображению его мелькало и улыбалось семейное счастие... Но дни шли за, днями, годы сменялись годами... стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще и все еще стоял... там же, где был десять лет назад. Но он все... готовился начать жизнь-Жизнь в его глазах разделялась на две половины; одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья.... Воспитанный в недрах провинции... он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец. Он полагал, что... посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно... Но как огорчился он, увидев, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу... Все это навело на него страх и скуку великую. “Когда же жить?” — твердил он. Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике. Бог знает, что сталось бы с ним, если б он попался к строгому и взыскательному! Обломов прослужил кое-как года два”, и тут произошел случай, заставивший его бросить службу. Однажды он отправил какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск, испугался, что придется отвечать, “ушел домой и прислал медицинское свидетельство” о болезни, а затем подал в отставку. “Так кончилась — и потом уже не возобновлялась — его государственная деятельность. Роль в обществе удалась было ему лучше. В первые годы пребывания в Петербурге... покойные черты лица его оживлялись чаще, глаза подолгу сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы”. Но он боялся любви, чуждался женщин. “Душа его была еще чиста и девственна; она, может быть, ждала своей любви... а потом, с годами, кажется, перестала ждать и отчаялась. Илья Ильич еще холоднее простился с толпой друзей... Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым годом все крепче и постояннее водворялся в своей квартире. Сначала ему тяжело стало пробыть целый день одетым, потом он ленился обедать в гостях... Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться”

Учитель: Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями-гостями?

Дети: Каждый из посетителей Обломова являет собой какую-нибудь социально-общественную функцию. Волков - тип влюбчивого, порхающего по балам и театрам ухажера; Судьбинский - чиновник до мозга костей, Пенкин - образчик беспринципного журналиста, Алексеев - человек без собственных мнения и воли, Тарантьев - угрюмый вымогатель и грубиян. Высказывание Обломова о своих гостях - последовательная критика неполного, узконацеленного, функционального существования..

Учитель: Чем он выше своих гостей?

Дети: Посетители, которые часто приходят к Обломову, зовут его с собой, но они не могут развеять его сонливость, апатию, пробудить к новой, активной жизни. Эти герои лишь на первый взгляд деятельны, каждый из них занят каким-то определенным делом, но, в сущности, их жизнь бессмысленна и пуста. Обломов на их фоне выглядит мудрецом, который не желает принимать участие в бессмысленной суете. И в этом есть скрытое сравнение Обломова с Диогеном, который ходил с фонарём по улицам и искал Человека.

Он сам не способен ни к какой деятельности…, но из этого ещё далеко не следует, чтоб другие люди при других условиях не могли подвинуть Обломова на мысль и благое дело. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих.

Вывод: Таким образом, мы видим Обломовку в миниатюре и здесь - тот же замкнутый круг, та же остановившаяся жизнь. Круг имеет и прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Хотя в литературе о Гончарове существуют и другие мнения о происхождении фамилии главного героя романа «Обломов» - от другого архаичного слова «обломон», что значит сон. Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает значение ОБЛОМКА. В фамилии главного героя романа присутствует и значение обломка крепостничества, ведь роман создавался в пореформенную эпоху и явился ее ярким, гениальным воплощением.

Рефлексия.

Выставление оценок

Домашнее задание

Дать сопоставительную характеристику Обломова и его приятелей.