На месте точек и запятых нужно делать небольшие паузы.
2. Продолжи рассказывать сказку по памяти.
Затем подошел к теремку волк и спросил, кто в нем живет.
Животные представились и предложили волку жить с ними.
Он согласился, и начали они весело жить впятером.
Вскоре пришел медведь и спросил, кто живет в теремочке.
Каждое животное представилось, и они спросили, кто с ними разговаривает.
Медведь ответил, что всех их раздавит.
Он развалил теремок, и все звери разбежались.
Медведь пытался кого-то поймать, но у него это не получилось.
3. Прочитай имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке. Как заканчивается сказка? Каких героев в ней не хватает?
Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц – на горе увертыш, лисичка-сестричка.
В учебнике подано отрывок сказки, который заканчивается веселой, беззаботной жизнью мышки, лягушки, зайца и лисы в теремке.
Не хватает в произведении волка - из-за кустов хватыша и медведя – тяпыш – ляпыш – всех вас давишь.
В чем отличие этой сказки от известной тебе народной сказки? Сравни героев, события, которые происходят, окончания сказок.
В сказке Чарушина, в отличие от народной есть много рифмованных строк.
Также сказки различаются окончанием: в народной сказке медведь не специально раздавил теремок, и животные построили новый; в сказке Чарушина медведь нарочно разогнал всех жителей теремка, он хотел им навредить.
В сказках действуют одинаковые животные, но имена некоторых из них немного различаются:
в народной сказке зайчик-побегайчик, а у Чарушина это заяц – на горе увертыш;
в народной сказке волчок - серый бочок, а у Чарушина это волк - из-за кустов хватыш;
в народной сказке медведь косолапый, а у Чарушина это медведь – тяпыш – ляпыш – всех вас давишь.
4. Какой конец сказки можешь предложить ты? Придумай свой вариант сказки.
Пример конца сказки:
Поселились в теремок еще волчок - браток, медведь косолапый, ёжик-добряк, крот-учёный. И все они жили в согласии и взаимопонимании.
Животные вместе готовили кушать, ели, спали, играли, убирали и гуляли.
И всем было достаточно места и все были довольны.
5. Подумай, можно ли эту сказку закончить словами: «Все хорошо, что хорошо кончается».
Народную сказку «Теремок» можно закончить такими словами.
А сказка Чарушина закончилась не совсем удачно, ведь животные лишились своего жилища.
7. Какая из пословиц подходит к сказке «Теремок» Е. Чарушина?
К произведению Чарушина подходит первая и последняя пословица.
Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка, а ты кто? -А я зайчик-побегайчик. -Иди к нам жить! Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить. -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка, а ты кто? -А я зайчик-побегайчик. -Иди к нам жить! Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить.
Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик, а ты кто? -А я лисичка-сестричка. -Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик, а ты кто? -А я лисичка-сестричка. -Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик. -Я, лисичка-сестричка, а ты кто? -А я волчок-серый бочок. -Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в тереме живут, песни поют. -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик. -Я, лисичка-сестричка, а ты кто? -А я волчок-серый бочок. - Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в тереме живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: -Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт? -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка- квакушка. -Я, зайчик- побегайчик. -Я, лисичка- сестричка. -Я волчок-серый бочок.,а ты кто? -А я медведь косолапый. -Иди к нам жить! Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: -Кто- кто в теремочке живёт, кто- кто в невысоком живёт? -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик. -Я, лисичка-сестричка. -Я волчок-серый бочок.,а ты кто? -А я медведь косолапый. -Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит: -Я лучше у вас на крыше буду жить. -Да ты нас раздавишь! -Нет, не раздавлю. -Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся, как затрещал теремок, упал на бок и развалился. Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит: -Я лучше у вас на крыше буду жить. -Да ты нас раздавишь! -Нет, не раздавлю. -Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся, как затрещал теремок, упал на бок и развалился.
Татьяна Недобитко
Конспект занятия «Рассказывание сказки «Теремок»
КОНСПЕКТ
занятия по теме
«Рассказывание сказки «Теремок » , обр. Е. Чарушина
ОО «Развитие речи»
во второй младшей группе
Выполнила : воспитатель
Недобитко Татьяна Юрьевна
г. Дзержинск
Цель : развивать речевую и творческую активность детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи :
1. Учить инсценировать небольшие отрывки из сказки .
2. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки .
3. Формировать дружеские взаимоотношения, воспитывать умение сопереживать героям сказки .
4. Обогащать словарный запас.
Методы :
Словесные : чтение и рассказывание сказки , вопросы.
Практические : игра-драматизация.
Наглядные : рассказывание с опорой на картинки.
Предварительная работа :
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок » , рисование и лепка сказочных героев из сказки , игры в парах и совместные игры, повторение отдельных отрывков из сказки «Теремок »
Оборудование :
Куклы из сказки «Теремок » , домик, стол, ширма, декорации, презентация по сказке «Теремок » .
Активизация словаря :
Спектакль, ширма, занавес, аплодисменты, пальчиковый театр.
Дифференцированный подход :
Привлечь к пересказыванию отдельных отрывков Арсения, Настю, Сашу, Катю
Ход занятия Деятельность детей
В : Ребята, сегодня мы с вами пришли в наш маленький кукольный театр, где живут куклы. Кукол здесь много, и они все разные. Все куклы добрые и очень любят играть с детьми.
В : Сегодня мы с вами познакомимся с куклами настольного театра.
Показ слайдов
А почему они так называются?
В : Правильно. Молодцы.
Перед тем, как начнется наш театр, 3 раза должен, прозвонить звонок.
Звенит звонок.
А знаете ли, вы почему он звонит три раза?
В : Мы тихонько подойдем
Свои стульчики найдем.
Звенит звонок.
В. Посмотрите, какая красивая ширма перед Вами. А за ширмой маленькие герой, которые сейчас расскажут нам сказку .
Звенит звонок.
В. Вот и прозвенел последний звонок. Садитесь удобно, наша сказка начинается . А, что бы ширма открылась и сказка началась , необходимо громко захлопать в ладоши – это называется аплодисменты.
В. Ширма открывается,
Сказка начинается… .
Стоит в поле теремок , теремок ,
Он не низок не высок, не высок.
Вдруг по полю,
С длинным хвостиком малышка,
Любит сыр и зёрна…
Показ слайда.
В : Правильно, мышка-норушка.
Увидела теремок , остановилась и спрашивает :
В. Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить .
Прискакала к терему ,
Снизу белое брюшко,
А зовут меня…
Показ слайда
В : Молодцы, лягушка-квакушка
Увидела теремок , остановилась и спрашивает :
Лягушонок прыгнула в теремок . Сколько их стало?
В : Правильно, ведь вдвоём веселее правда?
Бежит мимо,
Чемпион по бегу, по белому снегу…
Показ слайда.
В : Да, это зайчик- побегайчик.
Увидел теремок , остановился и спрашивает.
Сколько их стало в тереме ?
В : Да, втроём ещё веселее, ведь правда?
А кто это так тихонько идет, хвостом следы заметает
Длинный хвост, сама краса
Это рыжая…
Показ слайда.
Воспитатель : Правильно, лисичка-сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает.
Забралась лисичка в теремок . Стали они жить…
Прибежал к терему ,
Если долго в брюшке пусто,
На луну он воет грустно.
Показ слайда.
В : Верно ребята, волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.
Стали они жить.
Воспитатель : Вот живут они в теремке , песни поют.
Вдруг мимо идет,
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой
Любит шишки, любит мёд…
Показ слайда.
В : Конечно же медведь косолапый.
Увидел медведь теремок , услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь :
Стало их в тереме сколько ?
В : Верно, и стали они вшестером жить, поживать, и добра наживать. Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!
Занавес закрывается, дети аплодируют.
Воспитатель : Ну что-ж, ребята, понравилась сказка ?
А вы хотите поиграть с нашими куколками?
Физкультминутка : «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна :
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
В : Молодцы ребята,
Скажите пожалуйста с каким театром мы сегодня познакомились?
В : Почему он так называется?
В : А где находятся все герои сказки ?
В : А что надо делать, чтобы занавес открылся?
Воспитатель : А ещё когда надо аплодировать и зачем?
В. А еще нашим артистам мы приготовили угощения.
В : А что вам больше всего понравилось в сказке ?
В : Чему нас научила эта сказка ?
В : Правильно ребята, надо быть дружелюбными, жить дружно и надо всегда помогать и выручать друга.
Наша театральная деятельность подходит к концу. Вы можете подойти к ширме и рассмотреть героев . Дети и воспитатель входят в группу.
Дети рассматривают кукол стоящих около ширмы.
Дети : Потому что все куклы находятся на столе
Дети : Что бы все зрители успели прийти и занять свои места .
Дети занимают места в группе.
Дети хлопают в ладоши.
Дети : мышка
Ребенок, который играет игрушкой мышки :
Пи-пи, терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Дети : лягушка.
Лягушка : Ква-ква,терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка : а я лягушка-квакушка!
Мышка : иди ко мне жить!
Дети : Двое.
Дети : зайчик.
Зайчик : терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : я – мышка-норушка.
Лягушка : и я лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик : А я зайчик побегайчик.
Мышка : иди к нам жить!
Заяц скок в теремок !
Дети : Трое
Дети : Да!
Дети : лиса.
Лисичка : Терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса : А я лисичка-сестричка.
Зайчик : Иди к нам жить!
Дети : вчетвером.
Дети : волк.
Волк : Вууууу…терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я зайчик-побегайчик.
Лиса : Я лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк : А я волчок-серый бочок. Пустите и меня к вам.
Лиса : А ты не будешь нас обижать?
Волк : Нее, не буду, даю слово.
Лиса : Ну ладно, если так, то иди к нам жить!
Волк влез в теремок .
Дети : впятером.
Дети : медведь.
Медведь : Ррррр…Терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я зайчик-побегайчик.
Лиса : Я лисичка-сестричка.
Волк : А я волчок-серый бочок. А ты кто?
Лиса : А я медведюшка-батюшка. Гу-гу-гу, как вас тут много, пустите и меня!
Лиса : Да ты же нас раздавишь.
Медведь : А мне так грустно жить одному.
Волк : Ну что же нам делать, как поступить с Мишей, может пустим его хотя бы с краю?
Так уж быть, иди к нам медведюшка.
Медведь : Спасибо вам друзья, что приютили и меня. Я тут с краю поживу и буду вас охранять.
Дети : шестеро.
Дети : Да!
(Повороты влево и вправо.)
(Потягивания - руки вверх.)
(Вращения головой.)
(Наклоны вперёд-назад.)
(Наклоны : правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
(Дети садятся.)
Дети : Мы сегодня познакомились с настольным кукольным театром.
Дети : Потому что главными героями в спектакле являются куклы.
Дети : Герои сказки находятся на сцене , за ширмой.
Дети : Чтобы занавес открылся, надо хлопать в ладоши - аплодировать.
Дети : Надо аплодировать ещё в конце спектакля, чтобы поблагодарить наших артистов.
Дети- Артисты выходят из занавеса с куклами на руках. Кланяются. Убирают кукол в чемоданчик.
Раздают угощения (конфеты) .
Все садятся на стульчики.
Дети : Ответы детей
Ответы детей.
» на тему «Е. Чарушин. «Теремок» »
Урок 7
Е. ЧАРУШИН «ТЕРЕМОК»
Цели:
– совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения целыми словами;
– развивать речевые умения, творческие способности, память;
– упражнять в чтении по ролям;
– продолжить формирование умений анализировать произведения и сравнивать их.
Оборудование
: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки, теремка; схема; карточки с загадками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выставка творческих страничек из книги «Русская азбука».
III. Постановка цели урока.
– Расставьте книги по порядку и прочтите слово.
Ответ:сказка.
– Любите ли вы читать сказки?
– Какие сказки вы знаете?
– Назовите свои любимые сказки.
– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.
IV. Изучение нового материала.
1. Речевая разминка.
– Прочтите скороговорку:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
2. Чтение диалога с писателем на с. 30 учебника.
Рассматривание книг со сказками.
Учащиеся читают текст по цепочке.
– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?
– Прочтите записанную на доске пословицу «С...аз...а – ложь, да в ней на...ё... – добры... ...олодца... уро... .»
– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы к
и м
.)
– Объясните смысл этой пословицы.
3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».
– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется?
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок».)
На доске рисунок – теремок.
По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.
– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами:
Мышка-норушка
лягушка-попрыгушка
зайчик-побегайчик
лисичка-сестричка
волчок – серый бочок
медведь косолапый
– В чем необычность имен героев сказки?
– На какие особенности героев указывают их имена?
– В каком порядке появлялись в сказке герои?
– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
ос-та-но-ви-лась
– остановилась
в те-ре-моч-ке
– в теремочке
не-вы-со-ком
– невысоком
не от-ве-ча-ет
– не отвечает
рас-пе-вать
– распевать
у-вёр-тыш
– увёртыш
за-бра-лась
– забралась
Объясните значение слова «увёртыш».
Увёртыш
– умеющий увертываться от опасности.
4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.
– При чтении выделяйте слова и предложения интонацией. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.
5. Анализ произведения.
– Понравилась ли вам сказка?
– Что понравилось больше?
– Какие герои сказки вам понравились?
– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?
– Чем отличается?
Учитель демонстрирует схему.
– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.
– Приведите примеры народных сказок.
– Какие авторские сказки вы знаете?
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Катилось яблоко
Вкруг хоровода.
Кто его поднял,
Тот воевода.
– Воевода, воевода,
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
V. Закрепление нового материала.
1. Выразительное чтение сказки по ролям.
2. Подготовка к пересказу сказки.
– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».
Зимой белый, летом серый.
(Заяц.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка.)
Мала, а никому не мила.
(Мышка.)
Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
(Лиса.)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки.
– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.
– Как ведут себя герои сказки?
– Чем она закончится?
– Чему учит эта сказка?
– Прочтите пословицы, записанные на доске.
> В темноте, да не в обиде.
> Знает сорока, где зиму зимовать.
> Согласие крепче каменных стен.
– Объясните смысл этих пословиц.
– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?
3. Пересказ сказки.
– Придумайте свой вариант окончания сказки.
– Какие слова произнесет волк?
– Какие слова произнесет медведь?
4. Игра «Чье это прозвище?».
На доске записаны прозвища:
> кумушка, сестричка (лиса);
> бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);
> толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);
> норушка (мышка);
> квакушка (лягушка);
> побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);
> серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);
> дереза (коза);
> ряба, татарушка, пеструшка (курица).
– Где так называют животных?
5. Игра «Чей это голос?».
– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
> голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
> голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);
> голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
> голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);
> голос звонкий, четкий (петух);
> речь размеренная, простая, твердая, без затей (кот);
> голосок тоненький, притворный (коза);
> голос занудливый (баран).
VI. Итог урока.
– С какой сказкой мы сегодня познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Чему учит нас эта сказка?
Домашнее задание:
1) подготовить иллюстрации к сказке;
2) выразительное чтение сказки по ролям.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 7
Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).
Еще в детстве Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Еж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».
В дальнейшем Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.
Наиболее близки Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.
«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».
Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.