Советы мамочкам        19.01.2021   

Боится ли обломов смерти. Сочинение смерть обломова

Разделы: Литература

Цели:

  • раскрыть философский смысл произведения, совершенствовать читательскую деятельность учащихся, навыки работы с критической литературой и художественным текстом;
  • формировать навыки дискуссионного мышления и культуры общения;
  • показать актуальность и временную ценность произведения.

Ход урока

I. Организационный этап. (Слайд1)

1. Просмотр финала фильма режиссера Н. Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова". (Слайд 2)

2. Беседа.

Сравните финал фильма и финал романа "Обломов". (В фильме нет сцен с Пшеницыной, нет сцены прощания Штольца и Обломова, но есть сообщение о смерти Обломова.)

Прочитайте эпиграф. (Слайд 3, 4)

(- Отчего погибло все?. . Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден:и: гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу:

Есть, - сказал он чуть слышно:

Обломовщина! - прошептал он:

Гончаров "Обломов"

Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?

:Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
А. Фет.)

Как вы думаете, на какой вопрос мы попытаемся ответить?

(Открывается вопрос темы: "Отчего погибло все?") (Слайд5)

- "Что же стало с Обломовым? Где он? Где? - На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его:"

Ключевые слова в этом фрагменте? (Затишье; ветви сирени дремлют; сам ангел тишины охраняет сон его) (Слайд 6)

Смерть: Сон: Жизнь: Опираясь на эти ключевые слова, скажите, на что похожа жизнь Обломова? (Жизнь похожа на сон) (Слайд 7)

А сон? (Сон похож на смерть)

Дополним тему урока. (Открывается вся тема урока) (Слайд 8)

Определите основную нашу задачу на этом уроке.

(Ответить на вопрос темы, попытаться понять причину гибели героя, попытаться понять Обломова).

3. Учитель объясняет, как работать с оценочной таблицей по десятибалльной системе.

II. Проверка домашнего задания.

1. - Дома вы должны были ключевыми словами текста показать композиционный контраст романа "Обломов". Кто представит нам этот план и прокомментирует?

(Один из учеников предложил такой вариант:

1 часть (Слайд 9)

а) "Добряк должен быть, простота", а, может,"баловень, сибарит" или "беззаботный ленивец"?(Знакомство с главным героем);

б) "Где же тут человек?" (Посетители и мнение Обломова о них);

в) "Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю". ("Сон Обломова").

2 часть (Слайд 10)

а) "Оттого, что на нем:впоследствии всегда расстаются,:а я: расстаться с тобой!. . Никогда!";

б) "Идти вперед - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!" (Попытка возрождения героя через любовь, дом, деятельность).

3 часть (Слайд 11)

а) "И вся эта летняя, цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее, как будто не хватило в нем содержания";

б) "Сердце было убито: там на время затихла жизнь" (Катастрофическое возвращение назад, к прежней жизни: отказ от любви, горькое осознание невозможности выполнения ожиданий и требований Ольги Ильинской. 2ч. и 3ч. кончаются кульминационными сценами: 2ч. - восходящей, 3ч. - нисходящей, то есть радостным воплем героя и безмолвной болезнью)

4 часть (Слайд 12)

а) "Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу: У тебя были крылья, да ты отвязал их"(Штольц, Штольц и Ольга);

б) "Их всех связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника" (Эпилог).

2. "Так отчего погибло все?" Возможно, причина в окружении? Дома вы составляли схему отношений Обломова с другими героями романа. "Обломовское древо жизни" (Слайд 13)

Как видим, окружение - одна из причин гибели героя. Обломов несчастлив, находясь в среде, лишенной духовности. Но не потому ли он решит после взлета и парения души, подаренных ему любовью, так стремительно спуститься на земную твердь, то есть поселиться на Выборгской стороне? Впечатление, что он мстит сам себе за неумение и невозможность реализовать свои мечты и духовные порывы. Наказание избирает себе сам. Какое?

III. Работа по теме урока.

Мотив огня и реки. (Слайд 14)

В формулировке темы урока упоминается слово "жизнь". Какие символы жизни встречаются в романе? (Огонь, река).

Итак, мотив реки и огня в романе "Обломов". "Да и куда делось все - отчего погасло?" Ваши комментарии?

Как Обломов и Штольц воспринимали жизнь?

Каково прямое и переносное значение реки и огня

(Обломов и Штольц - антиподы, и, читая роман, мы воспринимаем их как две реки и два огня). (Слайд 15)

(Разное горение и течение).

Как это показано в тексте?

("Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой с кипучими волнами,- как воображал ее Штольц - это болезнь - говорит Обломов, - горячка, скакание с порогами, с прорывами плотин, с наводнениями").

Какой видим жизнь Обломовки?

("Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их, им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали перед каждого из них", - становится понятно, почему Обломов в бездействии)

Как показан мотив огня?

(Штольц считал, что "нормальное назначение человека - прожить 4 времени года, то есть 4 возраста, без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них".

Обломов же говорит: " Нет, жизнь моя началась с погасания, странно, а это так! С первой минуты, когда я осознал себя, я почувствовал, что я уже гасну. Начал гаснуть я над написанием бумаг в канцелярии, гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивания, злую и холодную болтовню"

Штольц верит, что его существование будет вечным горением: "Жизнь мелькнет, как мгновение, а он [Обломов] лег бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах если б прожить двести, триста, сколько бы можно было переделать дела!").

В каком еще значении дается огонь?

(Захар "воспламенился усердием"; Ольга, глаза которой "горели лучами внутреннего огня", "душевный огонь").

Как вы понимаете " огонь Весты"? (Слайд 16)

("Норма жизни была готова и преподана им родителями: с заветом блюсти ее целостность и неприкосновенность, как огонь Весты", то есть вечно горящий огонь, охраняемый жрицами. В романе это образ неприкосновенности уклада жизни, застоя и косности).

Как вы понимаете "душевный антонов огонь"? (Слайд 17)

(Это народное название гангрены, болезни. Болезнь души, Штольц и Ольга говорят об Обломове как о больном человеке, и о необходимо лечение героя).

2. Мотив сна. (Слайд 18)

Читаем тему урока: " Жизнь, похожая на сон:" Как показан мотив сна в романе? Какое толкование слова "сон" дается в словаре?

Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. Погрузиться в сон. Уснуть вечным сном. Как во сне. Действовать как во сне.

То, что снится, грезится спящему, сновидение. Снятся сны. Видеть сон. Сон в руку.).

Написание романа начиналось с главы "Сон Обломова". Это образный смысловой ключ к пониманию всего произведения. Обломовка - "сонное царство" в виде замкнутого круга. "Сон Обломова" - мечты, ностальгия о прошлом как героя, так и Захара. " Сон Обломова" - мечта об утраченном рае. Как вы понимаете "мечта об утраченном рае"?

(В романе читаем:

"- Помилуйте! - прибавил Обломов смелее. - Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая.

И утопия-то у тебя обломовская, - возразил Штольц. ")

О чем говорит Штольц?

(Утопия - место, которого нет).

Почему, читая роман, в особенности главу "Сон", мы смело можем назвать Гончарова русским фламандцем, а его произведение [главу] пасторалью?

(Слайд 19) Фламандец - художник условного и традиционного искусства Фландрии, [традиционное название искусства XVII - XVIII веков]. Фламандцы: Ян Ван Эйк - художник, мастер одухотворенных изящных портретов, А. Брауэр - мастер драматически-экспрессивных пейзажей, Х. Хейсманс - мастер нарядных, красочных пейзажей. Гончаров - писатель - рисовальщик.

(Слайд 20) Пастораль - драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

(Слайд 21) Идиллия - 1. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы. 2. Мирное, счастливое существование.

По мнению Д. Мережковского, Гончаров в своих описаниях подолгу останавливается с особой любовью на прозаических подробностях жизни. "Такая же любовь к будничной стороне жизни, такая же способность преображать прозу действительности в поэзию и красоту. Перечтите "Сон Обломова": еда, чаепитие, заказывание кушаний, болтовня, забавы старосветских помещиков принимают здесь идеальные очертания: Гончаров не описывает, а воспевает нравы обломовцев",- подчеркивает Дмитрий Сергеевич.

Ваши комментарии?

("Сон Обломова" - это сон-идиллия, сон-предостережение, сон-утопия "счастливого общества" и сон-антиутопия исторического застоя и бездействия).

Как Д. Мережковский говорит о смерти? Сопоставьте с романом.

("Смерть - только вечер жизни, когда мягкие тени слетают на очи и смежают их для вечного сна") (Слайд 22)

3. Мотив тишины. (Слайд 23)

Как показан мотив тишины в романе?

("В доме воцарилась глубокая тишина" [Обломовка]

"Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в лень тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, как будто остановились часы, которые забыли завести:"

"Агафья Матвеевна: застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна."

Часы остановились. Остановили машину жизни:)

На что похожа смерть Обломова?

Вот судьба человека с "золотым сердцем" и "чистой, как хрусталь душой". О ком речь и чьи это слова? (Авторское мнение об Обломове.)

Почему именно "золотое сердце" и "чистая душа"?

("В основании натуры Обломова лежало чистое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца: Кто случайно и умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу - будь он мрачен, зол, - он уже не мог отказать ему во взаимности". [Автор]).

Обломов пытался понять "узор собственной жизни", но каков поэтический идеал жизни?

Фоном звучит ария Нормы "Casta diva " из одноименной оперы В. Беллини, учитель читает отрывок из романа (Слайды 24 - 30):

"- Ну вот, встал бы утром:Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка: В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил бы по саду подышать утренними испарениями; там уж нашел бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья: Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв жену за талию, углубиться с ней в бесконечную, темную аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия:и незаметно выйти к речке, к полю. . . Сыро в поле:темно, туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уж засветились огни; на кухне стучат пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка: Casta diva. . . Casta diva! - запел Обломов. -:Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!. . И никто не знает ничего вокруг: Она одна: Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне:

Ты любишь арию? очень рад: ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя - вот голос, вот пение! Да и сама она что за очаровательное дитя!. . "

Какова роль музыкального отрывка?

Нашел ли Обломов свой поэтический идеал жизни? Где еще встречается "поэзия жизни" в романе?

Читаем еще раз эпиграф. Так отчего же погибло все? (Обломовщина)

IV. Итог урока.

Составьте синквейн. (Слайд 31)

(Вариант синквейна, который предложили ученики:

Обломов

  • Безмятежный, добрый
  • Лежать, спать, мечтать
  • Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить
  • Обломовщина)

Как Дружинин отзывался об Обломове?

("Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец времен распадания. Он бессилен на добро, но он положительно неспособен к злому делу, чист духом, не извращен житейскими софизмами"

"Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества которые сами по себе часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих:" (Слайд 32))

На доске мнения критиков об Обломове и обломовщине. Если бы вы писали на тему урока сочинение, какие бы слова выбрали эпиграфом? Почему?

(Помимо высказываний Дружинина на доске слова И. Анненского: " Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет: он, Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков:" (Слайд 33)

Д. Мережковский: "Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами, - вот для Гончарова основной трагизм жизни").

Какой новый опыт приобрели и чему научились?

Ответили ли мы на вопрос темы? Добились ли цели? Вывод?

V. Домашнее задание.

Написать рецензию на сочинение десятиклассника. (Сочинения, на которые надо писать рецензии, находятся в

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сон и Смерть равно смежают очи,

Кладут предел волнениям души,

На смену дня приводят сумрак ночи,

Дают страстям заснуть в немой тиши.

К. Бальмонт

Почему жизнь и смерть часто сравнивают со сном? Что происходит с человеком в то время, когда он оказывается во власти сына Велеса и Мары? Чу! Слышите, как в полночной тишине раздается мерное посапывание? Это засыпает человек. Он закутывается в одеяло как в кокон, обнимает подушку и… Тс! Человек заснул! Он больше не слышит ритма жизни, страсти не раздирают его, и душа не кровоточит, страдая от неразделенной любви или несправедливости бытия. Человек спит! Постойте! Да спит ли он? А может Семаргл, стоящий на посту между жизнью и смертью, погиб, покинул бренное тело?

Э, нет! Еще нет. Семаргл пока охраняет бренное тело Обломова. Но долго ли он еще сможет поддерживать тлеющий огонь жизни Ильи Ильича? Да и живет ли главный герой романа И.А. Гончарова? Увы, Обломов лишь существует. Он заплутал во времени, потерялся, сник. Его жизнь подобна сну, а сон, как утверждают люди, напоминает смерть. Что происходит с героем? Почему он пребывает в забытьи? Ответы на эти вопросы найдет пытливый читатель в детстве Илюши.

Огромное влияние на жизнь героя оказали окружение и обстановка, в которой он рос. В Обломовке все было спокойно и мирно, никто никуда не спешил; везде царили сон и безделье, которые прерывались лишь для приема пищи, что имело важное значение для жителей деревни. Илья Ильич, как подчеркивает писатель, в раннем возрасте был активным и любопытным ребенком, но со временем его пыл и интерес к жизни понемногу угасали. Герой постепенно теряет живость, тучнеет и становится похожим на жителей Обломовки.

Илья существует. Его жизнь походит на сон: ко всему новому преступно безразличен, ничего не читает, никуда не ходит. Обломов лишь просиживает все время безвылазно дома. Ему комфортно и уютно на диване в халате. Почему он так себя ведет? Почему так безразличен к миру? А виной всему воспитание. Героя не научили трудиться, не сформировали самостоятельность и гасили любознательность. Родители и прислуга делали все, чтобы Илюша не отлучался из семейного поместья и оставался всегда под присмотром. В итоге Обломов действует лишь по принуждению. Именно Штольц и Ольга предпринимают отчаянные попытки спасти друга, вырвать его из цепких лап забвения. Но их усилия тщетны. Суета жизни пугает Обломова. Илья Ильич ищет и находит спасение во сне, отдавшись которому, забывает о мирской суете.

Такое поведение героя подобно побегу от реальности: неразделенной любви, невозможности перестать быть ведомым и от необходимости принимать решения и отвечать за свои поступки. Жизнь Обломова тихая, незаметная. В ней нет эмоций, нет страстей. Впрочем, нет и самой жизни. Нет наслаждения и яркости. Сон, глубокий и долгий. Сон, плавно переходящий в смерть.

Тс! Слышите? Нет? Да, дыхания не слышно. Человек совершил переход из жизни в смерть. Заметил ли он, что умер? Нет. Почему? А жил ли он? Нет. Он существовал.

Жизнь - сон, а сон - смерть. Не веришь? Попробуй проснуться…

Тихая смерть Обломова не есть смерть блаженного. Вся четвертая часть романа есть описание духовной смерти героя до его физической кончины. И главный мотив здесь - духовное поражение Обломова, которое выглядит как погружение в новый, теперь уже окончательный "смертный сон". Перед нами уже живой мертвец, который не хочет думать о том, что ждет его завтра (недаром сказано: "Он предчувствовал близкую смерть и боялся ее"), а лишь доволен тем, что сейчас еще имеет возможность не тревожиться об окончательном итоге своей жизни, о необходимости покаяния. Ключевыми словами четвертой части являются: "покой", "тишина", "безнадежность", "беспечность", "сон", "лень", "убаюкивание".

Для героя в этой части характерны два неравноценно представленных состояния. Первое - это недолгие вспышки раскаяния, являющиеся "все реже". Однако это раскаяние не деятельное, как в романе с Ольгой Ильинской, а созерцательное и потому унылое, отчаянное. Обломов тогда "плачет холодными слезами безнадежности". Второе состояние тревожно названо Гончаровым: "внутреннее торжество". Это полный отказ от всякого покаяния, полное самооправдание и успокоение в грехе. Гончаров пишет о своем герое, что он "вкусит временных благ и успокоится", что "каяться - нечего".

Самооправдание же заключается в том, что под свой грех, под свое греховное состояние Илья Ильич подводит философский базис: "Наконец решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия. Другим, думал он, выпадало на долю выражать ее тревожные стороны, двигать создающими и разрушающими силами: у всякого свое назначение! " .

Итог жизни Обломова - весьма неушительный. Он подводится в разговоре со Штольцем уже при окончательном прощании: "Мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел... " И слова Штольца выглядят как окончательный приговор: "Погиб ты, Илья... ".

Однако роман "Обломов" явно проникнут евангельским духом. Даже окончательная духовная гибель героя еще оставляет надежду на милосердие Господа Бога. На это милосердие надеется автор, когда лишь в намеке дает образ ангела, охраняющего могилу Обломова: "Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его" . Надежда проглядывает и в том, как сохранился Илья Ильич в памяти людей. Еженедельно молится о нем в церкви вдова Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрым словом вспоминает о нем Захар: "Этакого барина отнял Господь! На радость людям жил.. . Не нажить такого барина.. . помяни, Господи, его душеньку во Царствии Своем! " .

Обломов погиб для мира, для людей, погиб и духовно. Но все-таки, не делая добра, не творил он и зла. С точки зрения христианской, ему были поданы Богом такие дары, как чистое сердце, кротость, нищета духа, плач и пр. (хотя все это - в обытовленно-житейском, не духовном виде) . Обломов не смог преодолеть силой покаяния, волей к покаянию и раскаянию - "сна смертного", "уныния" духовного. В этом смысле он как бы напрасно растратил бесценные дары, отпущенные ему Богом. Но все же автор не выносит ему приговор, но выдвигает на первый план как окончательный итог - возможность Божьего милосердия.

Персонаж Обломов и автор Гончаров, создавший этот классический тип, с полным осознанием относятся к тому, что погубило этого героя, человека «голубиной души». Ответ — «обломовщина», так поясняет Илья Ильич Обломов задавшей этот вопрос Ольге. Но что же такое «обломовщина? В этом Гончаров разобрался задолго до окончания своего романа.

В 1849 году, то есть почти за десять лет до появления в печати романа «Обломов», он опубликовал большой отрывок из него, под названием «Сон Обломова», в котором рассматриваемое явление русской жизни поставил в связь с господствующим в ней общественным укладом, с природой и климатом страны, с нравами ее населения. Разберемся с каждым из этих факторов в отдельности.

Природа того благословенного уголка земли, где протекало детство Обломова, не знает «ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Мирной природе соответствует и климат. Годовой круг совершается здесь правильно и невозмутимо: зима, не прерываемая оттепелями, продолжается как раз столько, сколько ей нужно; весна наступает дружно, и во время ее можно не опасаться внезапных вьюг; летом почти три месяца стоят ясные дни, лучи солнца только слегка жгут, но не палят нестерпимым зноем. О страшных бурях и вовсе не слыхать. Восторженный мечтатель и поэт, быть может, затоскует в этой местности. А между тем, в спокойной жизни как раз и заключается идеал Обломова.

Тишина и мир, царившие в природе, распространялись на нравы населения. Интересы жителей всецело были сосредоточены на них самих, так как отношений с населением других местностей не существовало. Исчезновение поросенка или курицы трактовалось, как событие государственной важности. Сравнительная материальная обеспеченность, гарантировавшая кусок насущного хлеба, развивала поразительную беззаботность. Живым воплощением такой беззаботности является крестьянин Онисим Суслов, изба которого с незапамятных времен висит над оврагом, ежеминутно грозя падением. Казалось бы, курице страшно войти в нее, а Онисим и не думает об опасности.

Нравы окрестного населения передались и обитателям обломовской усадьбы, которая создала добродушного и апатичного Илью Ильича. Еда и сон при полном безделии – такова жизнь родителей Обломова и всех его домочадцев. Об обеде советовались всем домом: всякий предлагал свое меню, даже престарелая тетка приглашалась к совету. После обеда наступал сон, во время которого в доме не было ни одной бодрствующей души. Преобладание физических потребностей, таких как еда и сон, вело к тому, что умственные запросы глохли и, наконец, совсем исчезли. Неразвитость «обломовцев» доходила до колоссальных пределов: так, например, кроме старика Обломова, все путали и названия месяцев и порядок чисел; зато знали великое множество всяких примет и рабски в них верили. Разговаривать обломовцам друг с другом решительно было не о чем, так как, по ироническому заключению автора, их умственные сокровища были взаимно исчерпаны, а новостей они получали мало. Как ни жалка и ни убога такая жизнь, другой они не желали, потому что другая жизнь была бы сопряжена с разнообразием, переменами и случайностями, а этого обитатели обломовской усадьбы боялись, как огня. До чего велик был их страх перед всякой новостью, показывает эпизод с получением письма, событием в обломовской жизни экстраординарным.

Картина их быта будет достаточно полной, если добавить, что среди обломовцев даже серьезного интереса к хозяйству не существовало. Они принимались за починку пришедшего в ветхость сооружения не раньше, чем это вызывалось крайней необходимостью. Мостик, например, исправили только тогда, когда Антип свалился с него в канаву вместе с лошадью и бочкой. Нет необходимости доказывать, что подобное сытое и бездельное житье было возможно только во время крепостного права, когда все окупал и оплачивал труд «трехсот Захаров».

Вот в какой среде прошли детские годы Ильи Ильича Обломова. Автор усиленно подчеркивает, что эта среда должна была оказать огромное влияние на формирование умственного и нравственного существа героя. Достаточно припомнить воспитание маленького Илюши в родительском доме. К нему с самого рождения была приставлена старая преданная нянька, в обязанности которой входило «смотреть» за ребенком. Смотрение это заключалось в неустанной борьбе с проявлениями живости и самостоятельности в характере мальчика. Влиять на умственное развитие ребенка няня не могла. И питала его воображение только своими, разнеживающими самолюбие, сказками о добрых молодцах, очень похожих на Илью Ильича.

В большинстве сказок фигурировала добрая волшебница, которая покровительствовала своему любимцу и, в конце концов, женила его на неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне. Маленького Илюшу под впечатлением таких сказок начинало тянуть в чудный край, где не надо трудиться и где ждет его своя Милитриса. Влияние родителей не только не являлось противовесом влиянию няни, но, наоборот, усиливало его. Мать Илюши предоставила ребенка старухе только отчасти: она, в свободное от хозяйственных забот время, следила за тем, чтобы солнышко не напекло сыну голову, чтобы он не убежал в овраг и тому подобное. Еще больше, чем няня, мать разнеживала самолюбие ребенка: не стесняясь присутствия сына, она любила разговаривать с домочадцами об его будущности, причем ставила его героем какой-нибудь созданной ей блистательной эпопеи.

Когда из ребенка Илья Ильич сделался отроком, основа его воспитания мало изменилась, несмотря на то, что вместо няньки при нем безотлучно находился теперь крепостной мальчик Захарка. Только что проснется Илюша, Захарка уже стоит у кровати и, как бывало нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему то одну, то другую ногу. И не один Захарка в его распоряжении, стоит ему только мигнуть – уже трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание. Не удивительно, что Илюша, подобно тепличному растению, рос медленно и вяло. Единственное, что могло побороть влияние подобного воспитания, так это учение в пансионе дельного и энергичного немца Штольца, управлявшего соседним имением.

Штольц тотчас же вступил в упорную борьбу с системой воспитания обломовцев, которые, согласившись подвергнуть Илюшу школьному учению только потому, что без него было не достигнуть шитого мундира чиновника, всячески противодействовали Штольцу в его попытках подчинить мальчика строгому режиму его пансиона. Немецкая настойчивость, возможно, и преодолела бы влияние обломовцев на Илюшу, если бы последний не нашел себе союзника в лице сына Штольца, Андрея, который так привязался к Илюше, что и переводы за него делал и уроки ему подсказывал. Это избавляло Илюшу от необходимости трудиться, а труд был единственным средством борьбы с «обломовщиной».

Влияние последней усиливалось тем, что Илья Ильич, с детства наблюдавший крепостнические порядки, при которых между «людьми» и «господами» проводилась настолько резкая грань, что дворовый мальчик за жалобу на дурное обращение с ним Илюши, вместо справедливого удовлетворения получал колотушки, — чувствовал себя барином. В этом отношении чрезвычайно характерна его ссора с Захаром, осмелившимся сказать, что раз «другие меняют квартиры, то почему бы не переехать и Илье Ильичу». Обломов пришел в величайшее негодование и разнес Захара:

— Другой работает без устали, — говорит он, — бегает, суетится, не поработает, так и не поест, другой кланяется, другой просит, унижается. А я? Ну-ка, реши, как ты думаешь, другой – я, а?.. Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу. Стану ли я беспокоиться? Из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, и вообще черным делом не занимался.

Сознание Обломова затемнилось настолько, что появилась гордость от преимущества ничегонеделания. Обломов возмущается от одного только сравнения его с другими.

Крепостное право было фундаментом такой жизни. Захары и сотни Захаров делали ненужным проявление собственной инициативы, собственной деятельности. Не было необходимости в жизненной борьбе. Отсюда — полная беспомощность, боязнь жизни.

Вывод:
Гончаров – большой мастер эпизода, выявляющего подлинную суть характера героя. Сон Обломова – это стремление писателя проникнуть в тайну души, всецело раскрыть образ, проанализировать поступки героя, показать его мировоззрение. Сон – это особое состояние человека. Чувства, испытываемые во время сна-видения, обладают особой значимостью: они в точности транслируют те чувства, которые человек испытывает в жизни реальной. Во всеобъемлющей картине сна показан собирательный образ Обломовки, этого общества, в котором нет места всему деятельному, прогрессивному, мыслящему. Сон Обломова – это ключевое событие, образец эпизода, это грань, за которой начинается истинное понимание романа.

План статьи

I. Вступление
Время появления отрывка «Сон Обломова».
Место его в романе

II. Основная часть
Обломов, как причина «обломовщины».
а) Природа:
— отсутствие «грандиозного, дикого и угрюмого»,
— отсутствие борьбы с природой,
— отсутствие поэтических впечатлений.

б) Климат.

в) Нравы населения:
— мелочность,
— ограниченность интересов,
— беззаботность,
— отсутствие случайностей.

г) Усадьба:
— преобладание физических потребностей,
— неразвитость,
— страх перед переменами,
— отношение к хозяйству,
— причины его.

д) Влияние Обломовки на Обломова.
— детство,
— отрочество.

III. Заключение. Обломов и «другие».

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,