Е.И.Богомолова, Т.К.Жаров, М.М.Кедрова «Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений – М., Высшая школа, 1986.
О некоторых особенностях системы образов, сюжета и композиции романа «Евгений Онегин»
Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, любовь Ленского к Ольге; характеристика Ольги и Татьяны; характеристика Лариных. Глава статична, в ней почти нет движения. Она вся построена по принципу параллелизма: Онегин и Ленский, Ленский и Ольга, Ольга и Татьяна, Татьяна и Онегин.
Оказавшись в деревне, Онегин сближается с Ленским, и они становятся «от делать нечего друзья». Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отношению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, с другой - холодный скептик, во всем разочаровавшийся. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Их сближает тот круг социально-политических, этических и философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодежи:
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры. Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду.
Другая параллель: Ленский - Ольга. Они не противоположны, но они и не сходны. Ольга - заурядная, посредственная натура, хотя и очень мила:
Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые. Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет...
И когда потом Онегин скажет о ней:
В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне,-
мы не обидимся вместе с Ленским, а будем на стороне Онегина.
Пока непонятно, как Ольга могла стать предметом безумной любви поэта. Они сходны только в одном: в бездумном отношении к предмету своей любви.
Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена.
Жажда любви, стремление быть любимым, свойственные юному возрасту (Ленскому нет еще и восемнадцати лет), не позволяют Ленскому разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен. Понятно, почему он «сухо отвечал» на замечание-вопрос Онегина: «Неужто ты влюблен в меньшую?.. Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». А Ленский, собственно, и не выбирал:
Чуть отрок, Ольгою плененный, Сердечных мук еще не знав, Он был свидетель умиленный Ее младенческих забав; В тени хранительной дубравы Он разделял ее забавы, И детям прочили венцы Друзья-соседи, их отцы.
Таково его душевное состояние: неважно, кого любить, лишь бы любить и быть любимым. Это то, что Онегин называет «горячкой юных лет».
И Ольга любит Ленского потому, что хочет любить, потому, что видит, чувствует его любовь к себе. Она и не подозревает, какой огонь зажгла в душе поэта, ей недоступны такие тонкие его размышления, как, например: «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна». И неудивительно, что, оплакав его гибель, Ольга вскоре выходит замуж за улана: ею руководит та же потребность любить и быть любимой.
Ленский и Повествователь... Повествователь критически относится к Ленскому как поэту-романтику и судит его поэзию за бессодержательность и слащавость:
Так он писал темно и вяло. (Что романтизмом мы зовем. Хоть романтизма тут нимало Не вижу я...)
Но Ленский дорог ему как человек особого душевного склада; ему мила его душевная тонкость, «пылкий и довольно странный ум»:
Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал.
Ленский близок Повествователю и своим поэтическим вдохновением. Повествователь любит в нем свою собственную юность, любит в нем то душевное состояние, которое с годами безвозвратно уходит, - состояние возвышенной мечтательности. Не всем дано пережить в юности такое состояние, а кто пережил его, тот дорожит им хотя бы как воспоминанием. Не потому ли и Онегин так снисходительно слушает Ленского:
Он слушал Ленского с улыбкой. Поэта пылкий разговор, И ум, еще в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор,- Онегину все было ново; Он охладительное слово В устах старался удержать И думал; глупо мне мешать Его минутному блаженству; И без меня пора придет; Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству; Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред.
Попробуем, забегая вперед, разобраться, что означает гибель Ленского. В Ленском персонифицировано особое душевное состояние, свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как уходит из жизни человека эта прекрасная пора. Поэтому так трогательно-возвышенно описана его смерть:
Онегин выстрелил... Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет, На грудь кладет тихонько руку И падает. Туманный взор Изображает смерть, не муку. Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая. Мгновенным холодом облит, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его... напрасно: Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!..
Автор «уводит» Ленского из жизни потому, что он интересен и дорог ему (и читателю) только своим душевным состоянием юношеской возвышенности. Такое состояние не вечно. В каком направлении мог развиваться Ленский?
Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден, Его умолкнувшая лира Гремучий, непрерывный звон В веках поднять могла. (...) А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился.
Две возможные дороги жизни Ленского намечены автором: одна - путь великого поэта или крупного общественного деятеля, другая - обыкновенный удел помещика маниловского типа. Обе ведут к гибели: первая -- к физической, вторая - к моральной. Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный».
Трагическая гибель Ленского намечена эпиграфом к шестой главе. «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно» (Петрарка). А вот как объясняет неизбежность трагической гибели Ленского А. И. Герцем: «Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни, оборотную сторону Онегина. Это - острое страдание рядом с хроническим. Это - одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от нечистой почвы, разве только смерть. Эти отроки - искупительные жертвы - юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как упрек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой „они существовали", становится еще чернее».
Что ж, если вашим пистолетом Сражен приятель молодой, Нескромным взглядом, иль ответом, Или безделицей иной Вас оскорбивший за бутылкой, Иль даже сам в досаде пылкой Вас гордо вызвавший на бой, Скажите: вашею душой Какое чувство овладеет, Когда недвижим, на земле Пред вами с смертью на челе, Он постепенно костенеет, Когда он глух и молчалив На ваш отчаянный призыв? В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений.
Третья параллель: Татьяна - Ольга. Здесь они даны как натуры противоположные по внешнему и внутреннему облику:
Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива Как лань лесная, боязлива. Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.
Наконец, четвертая параллель: Татьяна - Онегин. Они еще ни разу не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна линия любовных отношений, и не потому, что нам «подсказали» соседи Лариных, а потому, что авторская характеристика Татьяны определенным образом соотносится с авторской характеристикой Онегина.
Что же общего между ними? Это: самобытность Татьяны - «неподражательная странность» Онегина; ее мечтательность - его «мечтам невольная преданность»; она скучает в обществе - он нелюдим и разрывает связи с соседями; «ее изнеженные пальцы не знали игл» - «труд упорный ему был тошен».
Не менее важно и то, что отличает их друг от друга: близость Татьяны к народным основам жизни - оторванность Онегина от народных корней; простота, незнание обмана, доверчивость Татьяны - умудренность жизненным опытом Онегина; Татьяна не знает разочарований - Онегин пресыщен жизнью, охлажден, разочарован. Это те различия, которые можно установить по первым двум главам. В последующих главах они раскроются более глубоко, так же как и черты сходства.
Характеристика Лариных тоже дана по принципу параллелизма. Она соотносится в нашем представлении с характеристикой петербургского света, только что оставленного Онегиным. Нам интересно, будет ли тронут Онегин милой простотой Лариных, поймет ли то, что дорого Повествователю в этом семействе, заметит ли обычаи простонародной старины или все уничтожит своим скептическим, высокомерным взглядом.
Какое место занимает Повествователь во второй главе? Он открыто заявляет о себе только в последних строфах, перекликающихся с последними строфами первой главы: те же рассуждения о плодах поэтического труда, но шире - о смысле жизни. Легкая жизнь не для Повествователя - он «разумеет ее ничтожность», ему было б грустно мир оставить «без неприметного следа»:
Живу, пишу не для похвал; Но я бы, кажется, желал Печальный жребий мой прославить, Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук.
Спор друзей разразился в тот момент, когда Штольц в очередной раз зовёт Обломова куда-то ехать, что-то делать, и они целую неделю разъезжают по всяким делам. «Обломов протестовал, жаловался, спорил, но был увлекаем и сопутствовал другу своему всюду», - пишет автор. Но в очередной вечер, «возвратясь откуда-то поздно», Обломов взорвался: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» После вопроса Штольца: «Какая же тебе нравится?» - Обломов разразился резким, едким и длинным монологом о бессмысленной суете, в которой нет «целости» и нет человека, который «разменялся на всякую мелочь». Длинные сатирические речи Обломова изобличают и свет, и общество, и картёжные игры без «задачи жизни», и занятия молодёжи, и отсутствие «ясного, покойного взгляда», и «непробудный сон», в который погружено на самом деле суетливое и деятельное, на первый взгляд, общество. В этом монологе, лишь изредка прерываемом Андреем короткими, острыми возражениями или вопросами, обнаруживается недюжинный ум и сатирический талант Обломова.
Монолог Ильи Ильича заканчивается ключевой фразой: «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…» На вопрос Андрея, в чём же этот идеал, Обломов нашёлся ответить не сразу, а лишь после долгого диалога с короткими репликами обоих. Штольц в этом диалоге иронично подтрунивает над неловкими попытками Обломова хоть что-то объяснить другу, но затем, видимо, раззадоренный этой иронией, Илья Ильич начинает подробно описывать то, как бы он «проводил дни свои». Это описание длинное, доброе и поэтичное, даже суховатый Штольц замечает: «Да ты поэт, Илья!» Воодушевлённый, захвативший в это время беседы инициативу Обломов восклицает: «Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Идеал Обломова не в неподвижности, в которую он, кажется, окунулся сейчас, Илья в этом рассказе наоборот очень подвижен и поэтичен, идеал этот заключается в том, чтобы всё было «по душе», искренне, честно, свободно, размеренно, «что в глазах, в словах, то и на сердце». И он, Обломов, участвует в этой жизни деятельно: составляет и дарит жене букет, ведёт разговор с искренними друзьями, удит рыбу, берёт ружьё, хотя, конечно, и в этом рассказе часто проскальзывают обломовские неподвижность и чревоугодие. «Это жизнь!» - подытоживает Обломов и тут же натыкается на альтернативный ответ: «Это не жизнь!» И именно в этот момент на сцену романа является впервые слово «обломовщина», которое произносит Штольц. Затем он при каждом новом возражении Обломова повторяет это слово в различных интерпретациях, не находя при этом более убедительных доводов против обломовской логики о том, что вся штольцевская «беготня взапуски» есть та же «выделка покоя», имеет ту же самую цель: «Все ищут отдыха и покоя».
Здесь Штольцу всё же удаётся перехватить инициативу напоминанием о совместных мечтах молодости, после чего уверенность Обломова исчезает, он начинает говорить неубедительно, с многочисленными паузами (автор использует многоточия), запинками. Он ещё вяло сопротивляется: «Так когда же жить?.. Для чего же мучиться весь век?» Штольц сухо и бессодержательно отвечает: «Для самого труда». Здесь так же автор не на стороне Штольца, ведь труд как самоцель действительно бессмысленен. По сути дела, герои в этот момент так и остаются при своих позициях. И здесь Штольц вновь применяет единственный выигрышный приём – ещё раз напоминает Илье о детстве, мечтах, надеждах, завершая эти напоминания опорной фразой: «Теперь или никогда!» Приём срабатывает безотказно. Обломов растроган и начинает свою искреннюю и чистую исповедь об отсутствии высокой цели, об угасании жизни, о пропаже самолюбия. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал…» Искренность Обломова разбередила душу Андрея, он словно клянётся другу «Я не оставлю тебя…» В конце 4-й главы кажется, что победа в поединке осталась за Штольцем, но в начале 5-й происходит комическое снижение и по сути дела уничтожение этой «победы».
Альтернатива Штольца «Теперь или никогда!» переходит для Обломова в гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», но вначале Обломов хочет что-то написать (начать действовать), взял перо, но в чернильнице не оказалось чернил, а в столе – бумаги, а затем, когда уже, казалось, решил ответить на гамлетовский вопрос утвердительно, «приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю, и сел опять». Отсутствие чернил и бумаги и непопадание в туфлю возвращают Обломова в прежнюю жизнь.
Впереди ещё будет вся история с Ольгой, внутренняя борьба в душе Обломова ещё далеко не закончена, но в истории взаимоотношений Обломова и Штольца, да и в возможной судьбе Обломова после этой сцены акценты уже расставлены. Даже сам И.Гончаров, веривший в возможность соединения в русском человеке обломовской душевности со штольцевской деловитостью и практичностью, похоже, понимает в этот момент своего повествования, что герои так и останутся при своём: ни из Обломова, ни из Штольца, как первоначально хотел автор, подобного идеала не получится. Одному помешают лень, созерцательность и поэзия, которые не совместимы с современной героям повседневностью, другому – бескрылость и отказ от всяких размышлений о смысле жизни. Автор и читатель мучительно сознаёт после этого спора, что подлинный идеал, который бы совместил в себе чистоту и деловитость, недостижим. Вот почему, несмотря на то что героев ждёт ещё немало испытаний, этот спор об идеале можно считать ключевым эпизодом романа. Так и произойдёт впоследствии, когда каждый из героев найдёт свой «покой»: Обломов – сначала уютный и сытный, но лишённый поэзии дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, а затем – смерть, а Штольц – тихую гавань с мучающейся от потери смысла жизни Ольгой, не узнавшей вовремя своего возможного счастья с Обломовым.
В эпизоде спора друзей главным оказывается вопрос о цели и смысле жизни человека, и именно этот вопрос является решающим для всего романа. Как истинный большой художник, И.Гончаров ставит этот вечный вопрос, а ответ оставляет открытым. Потому стоит признать, что никто не победил в споре друзей в рассмотренном эпизоде большого романа.
Вторая глава романа Пушкина «Евгений Онегин», написанного в жанре романа в стихах, начинается описанием . Деревенская с трогательной любовью к ней. Далее Пушкин описывает хозяйский дом, названный Пушкиным на европейский манер, замком. В произведениях великого русского поэта нет ничего лишнего и случайного, в каждой строчке заложен глубокий смысл. Это можно заметить, анализируя вторую главу романа. (Кстати, прочесть ее краткое содержание можно ).
К примеру, называя замком господское имение, автор хотел подчеркнуть основательность и прочность дома, в котором поселился Евгений. Описание дома характеризует его бывшего владельца. Выстроив имение однажды, дядя на протяжении сорока лет в нем ничего не менял. Вел без особых нововведений свое помещичье хозяйство и «лет сорок с ключницей бранился».
Далее Пушкин показывает, как живет Онегин в дядином имении, его взаимоотношения с соседями. Это еще одна черточка к . Соседи поначалу стремились подружиться с молодым помещиком из Петербурга. Кто-то лелеял мечту сделать его своим зятем, кто-то искал общения с новым человеком, хотел узнать петербургские новости и сплетни. Но «сначала все к нему езжали». Только сам Онегин не искал ни с кем дружбы и как только видел на дороге кибитку с очередным гостем, буквально удирал на жеребце через задний двор.
Правда, здесь следует сказать о том, что приняв наследство, он заменил крестьянам барщину легким оброком. Чем еще больше оттолкнул от себя соседей. В этом его поступке отразилось настроение дворянской молодежи того времени, стремление самого Онегина к прогрессу.
Во второй главе Пушкин вводит еще одного героя – , тоже приехавшего в свою деревню почти в одно время с Онегиным. Ленский во всем противопоставляется Онегину. Если Евгений – мастер лицемерия, то Ленский честен с людьми и искренен. Того же он ждет от окружающих, а потому наивен и доверчив, как ребенок. Онегин остыл и все ему скучно, Ленский смотрит на мир широко распахнутыми глазами, влюблен в жизнь, в природу, окружающую его. Его душа не успела развратиться, как душа Онегина, он лишен скепсиса, любит людей и саму жизнь.
Образование Онегина домашнее, знания разрозненные, не имеющие логической системы. Ленский – выпускник Германского университета, имеет стройные знания, которые он готов применить на деле. По своему характеру, складу ума и пылкости души образ Ленского похож на самого Пушкина. К тому же он, как и , пишет стихи. Но Ленского Пушкин тоже писал не с себя.
Посещение могил Дмитрия Ларина и родителей – это еще один штрих к портрету Ленского. Этот эпизод свидетельствует о тонкости и душевной чуткости юного поэта.
Ленский, как и Онегин, был завидным женихом в российской глубинке, и хотя разговоры соседей о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне не вызывали в Ленском интереса, он не избегал общения с ними. От соседей Ленский узнал об Онегине, и захотел познакомиться с ним.
Молодые помещики стали часто встречались. притягивала их друг к другу, им вместе было интересно. Катаясь на лошадях, Онегин и Ленский спорили на экономические и политические темы, обсуждали вопросы науки, религии, говорили о поэзии.
Анализ 2 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» показывает, что она построена на противоположностях. Онегину противопоставляется Ленский. В этой же главе Пушкин знакомит читателя с , которую любит Ленский. Простодушной и общительной Ольге противопоставляется ее старшая сестра – диковатая, молчаливая . Грустная и задумчивая девушка является антиподом своей младшей сестры – живой и энергичной.
Любовь Ленского и Ольги в значительной степени была им внушена родителями и общественным мнением. Ольга и Владимир росли вместе. Вероятно, родители между собою были дружны, и часто наезжали друг к другу вместе с детьми. Родители мечтали поженить своих детей. Эти разговоры и внушили послушным детям чувство привязанности, принимаемое ими за любовь. У Ольги не было других объектов обожания. Но она была способна легко увлечься другим, появись на ее небосклоне новое привлекательное лицо. А Ленский, выросший, как и Татьяна, на романах, был мечтательной натурой, и за любовь принимал желание любить и быть любимым.
Татьяна любила читать романы, была мечтательной, склонной к мистике, натурой. Даже Онегин после знакомства с сестрами, заметил Ленскому, что поэтической душе юного друга больше подходит мечтательная и задумчивая Татьяна. А Ольга мила, очаровательна, и похожа на куклу. Красота ее способна быстро надоесть, как надоела автору.
Так почему не Татьяна, а Ольга стала любовью Владимира Ленского? Ответ кроется в этих строках: «и были детские проказы ей чужды». Когда приезжали гости с детьми, она предпочитала уединяться в комнате, или где-нибудь в саду. И зная склонность Татьяны к одиночеству, добрые родители ей не докучали, предоставив ее самой себе.
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» повествует о трагическом превращении человека в обывателя. Произведение имеет четкую композицию (оно делится на пять частей), которая помогает передать постепенную деградацию главного героя – земского врача Дмитрия Ионыча Старцева.
Вторая глава рассказа показывает нам «начало падения» героя. Автор показывает, что жизнь Старцева постепенно погружается в рутину и пустоту провинциального города. Молодой герой сопротивляется этому насколько может, поэтому вынужден проводить все свое время в одиночестве: «Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве».
Одной из немногих радостей для Старцева, по его мнению, должно было стать общение с «самой образованной и интересной» семьей города – с Туркиными. После долгого перерыва он возобновляет общение с ними – как врач, лечащий Веру Иосифовну от мигрени.
Изменилось ли что-то в жизни этой семьи? Автор показывает, что нет, их жизнь так же «подернулась» рутиной, как и все в городе С.: Котик играла свои «утомительные экзерсисы на рояле», «Иван Петрович рассказывал что-то смешное»… Но в жизни Старцева произошли изменения: он увлекся Екатериной Сергеевной.
Девушка делала вид, что не замечает чувств молодого врача. И действительно, зачем они ей, когда Котик грезит о столице и о будущем великой пианистки? Она снисходительно принимала ухаживания Старцева – ведь любой девушке это приятно, однако не воспринимала их всерьез.
Чехов показывает, что герой во многом придумал себе Котика, идеализировал ее: «Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам».
Была ли такой Екатерина Сергеевна на самом деле? Чехов передает нам диалог, который проясняет ситуацию. Старцев спрашивает Котика о последней прочитанной ею книге. Девушка отвечает: «Писемский. «Тысяча душ». И что же она может сказать об этом произведении? Только то, что Писемского звали «очень смешно» - Алексей Феофилактыч!
И еще одна деталь подтверждает то, что Екатерина Сергеевна, скорее, «казалась», чем «была» – «…во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом».
Так же и на этот раз Котик убежала, оставив Старцеву на прощание записку. В ней она назначала герою свидание – на кладбище, «в одиннадцать вечера», «возле памятника Деметти».
Это приглашение вызвало в Дмитрии Ионыче всплеск различных чувств и сомнений, которые главным образом сводились к одному – «Что подумают и скажут люди об этом свидании и романе с Екатериной Сергеевной в целом?»
Однако жажда любви и новых эмоций заглушает на время «голос разума» героя и он отправляется на кладбище. И здесь, в этом месте, далеком от мирской суеты, Старцев испытывает неожиданные для себя чувства. Впервые в жизни он почувствовал умиротворение, покой, гармонию, слияние со всем окружающим: «…мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную».
Но вскоре это состояние переросло у героя в другое – в «глухую тоску небытия, подавленное отчаяние...» Быть может, то, что чувствовал Старцев на кладбище, – это метафора его пребывания в городе С., отражение его внутренних чувств, с которыми он жил все это время? В суете дня не было времени и возможности почувствовать «крик души», отчаяние от прозябания, к которому сводилась жизнь врача Старцева. И это состояние проявилось именно здесь – ночью, на кладбище.
Но мысли героя были заняты другим – он ждал Котика, уже воображая себе предстоящее свидание. Чехов показывает, что его герой жаждал любви, что он способен испытывать страсть, желание, сильные эмоции: «Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало».
Но это состояние продлилось недолго. Нереализованное, оно так и ушло в глубины души героя, как «луна ушла под облака». Чехов пишет, что «точно опустился занавес». Это фраза, как и многие другие во второй части рассказа, символична. Она знаменует определенный этап в жизни Старцева – душа его еще больше закрылась, еще на одну ступень деградировала, еще немного приблизила врача Старцева к Ионычу.
Об этом свидетельствует и последняя мысль героя, которой завершается глава: «Ох, не надо бы полнеть!» Резкий переход от возвышенных мыслей к сугубо материальным, прозаическим и даже сниженно-физиологическим подтверждает нравственную деградацию Старцева.
Таким образом, вторая глава рассказа «Ионыч» повествует об определенном этапе «падения» доктора Старцева. Мы видим, что, несмотря на стремления этого человека к сильным эмоциям, насыщенной жизни, «вирус» обывательщины уже силен в нем и, в конечном итоге, одержит победу.
Это очень хорошо проясняет сцена на кладбище, где с помощью тонких деталей Чехов показывает, что разрушающая рутина жизни уже победила героя. Мы понимаем, что теперь его ожидает только один путь – путь вниз.
Конспект открытого урока литературы по теме «Татьяны милый идеал…».
(Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги)
(18.12.2014 г.)
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы и приемы:
аналитическая беседа;
культурологический комментарий;
презентация;
эвристическая беседа;
словесный (слово учителя).
репродуктивный (беседа по рассказу).
наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации).
частично – поисковый (нахождение ключевых слов в тексте).
практический (чтение текста с остановками)
Оборудование: презентация, иллюстрации к роману, портреты главных героинь.
Татьяна - существо исключительное,
Натура глубокая, любящая, страстная...
В.Г. Белинский
Ход урока
I . Организационный момент.
Ребята, сегодня мы продолжим работу над романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Наша задача – раскрыть образы Татьяны и Ольги. А как вы думаете, почему эпиграфом к уроку взяты строчки В.Г. Белинского «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»? Верно, потому что именно Татьяна является идеалом А.С. Пушкина, воплощением пушкинских представлений об идеальной женщине. И в этом нам с вами предстоит убедиться.
II . 1. Вступительное слово учителя.
Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. Что касается образа Ольги, он не является центральным, но её характер служит не только фоном для образа Татьяны, но и интересен сам по себе.
Давайте обратим внимание на имена героинь.
2. Культурологическая справка.
Татьяна – древнегреческое имя, «учредительница». С де6тства отличается эмоциональностью, хранительница домашнего очага, спокойная. С возрастом появляется больше терпимости.
Ольга – древнерусское имя, «святая, священная». Волевая, активная, упрямая, в вечных проблемах. Серьёзная, вдумчивая, но очень ранимая и обидчивая.
К концу урока нам предстоит определить, схожи ли характеры героинь со значением их имён.
3. Анализ второй главы «Евгения Онегина».
С чего начинается вторая глава? (подтвердить цитатами из текста). (I )
(Начинается с описания деревни, где скучал Евгений. Описание деревни:
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.)
Чем занимается Онегин в деревне? (IV )
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
Что означают строчки «ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил»? (культурологический комментарий )( Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными земледельцами в пользу землевладельца, в основном за предоставление в их пользование части земли. Оброк - отходящий промысел, как правило, несвязанный с сельским хозяйством. Крестьяне приносили с оброка деньги. Оброк считался не только более легкой формой крепостной зависимости, но и путем к освобождению крестьян).
Какие отношения у Онегина с соседями? (V ) (Сначала все к нему приезжали, но Онегин не хотел с ними общаться, они казались ему скучны).
Как происходит знакомство с Владимиром Ленским? (VI ) (Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт, Владимир был чист душою, невинен, наивен. Его душа и разум стремились к высокому и прекрасному).
Как был принят Ленский в деревне? (XII ) (Как жених, так как был богат и хорош собою).
Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться? («Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть»).
Они сошлись... Найдите строчки, которые описывают отношения Онегина с Ленским? (XIII ) (Ленский и Онегин противоположны по восприятию жизни, по отношению к ней: с одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь, а с другой – человек, во всём разочаровавшийся).
Что сближает Онегина и Ленского? (XVI ) (Их сближает тот круг социально-политических, философских вопросов, который был общим для всей передовой дворянской молодёжи).
Когда происходит знакомство с Ольгой? Найдите её описание. (XXI и XXIII )
Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
Казалось бы, поэт восхищается чистотой и обаянием героини. Пушкин нарисовал великолепный портрет безупречной красавицы, но всё же не считает её образцом совершенства и предметом восхищения. Что же смущает поэта? Какие недостатки мы видим в этом эталоне красоты? (XXIII )
но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Как Пушкин изображает семью Лариных? (XXIX ) (Отец Татьяны считал книги пустой игрушкой, хотя сам их никогда не читал, особо не заботился о дочке, жена его любила Ричардсона. Она всегда была одета по моде, её повели к венцу, не спрося её совета, она сначала плакала, с супругом чуть не развелась, но потом привыкла, хозяйством занялась и открыла тайну, как управлять мужем).
Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII ) (Вела расходы, отдавала своих крестьян в солдаты, служанок била осердясь –всё это мужа не спросясь).
Как относился к ней муж? (XXXIV ) (Он её любил, веровал ей, а сам в халате ел и пил).
Как они относились к русским традициям? (XXXV ) (У них были блины на масленицу, два раза в год постились, н6а Троицу «роняли слёзки три», за столом у них гостям носили блюда по чинам).
Отец Татьяны умирает, его памятник посещает Владимир Ленский. О чём он вспоминает в этот момент? (XXXVII ) (Он вспоминает о том, как Дмитрий держал его на руках, как он играл с его медалью, вспоминает о том, что Дмитрий хотел отдать Ольгу за него).
4. Анализ третьей главы «Евгения Онегина».
- В начале третьей главы мы узнаём, что Ленский все вечера проводит у Лариных. Что говорит об этом Онегин? (I ) (Он не понимает, что интересного нашёл друг в обществе этой семьи, где только и разговоров, что «про дождь, про лён, про скотный двор»).
Что на это отвечает Ленский? (II ) («Я модный свет ваш ненавижу, милее мне домашний круг»). Удивлённый Онегин просит представить его этому семейству.
Как происходит знакомство Онегина с семьёй Ленских? (III ) (Когда приехал Онегин к Ленским, те стали готовить угощенья).
На обратном пути от Лариных Онегин делится впечатлениями с Ленским (V )
Скажи: которая Татьяна?"
- Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. -
"Неужто ты влюблен в меньшую?"
- А что? - "Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
Что говорит Онегин об Ольге? (V ) (В чертах у Ольги жизни нет, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна»).
Какое впечатление произвело на Ленских появление Онегина? (VI ) (Было решено, что у Татьяны появился жених, поговаривали даже, что дело уже слажено и вот-вот назначат свадьбу).
Но Татьяна в это время думает о другом. Найдите строчки, подтверждающие влюблённость Татьяны в Онегина. (VII и IX ) (Пришла пора, она влюбилась. Теперь с каким она вниманьем, читает сладостный роман, любовник Юлии Вольмар, Малек-Адель и Вертер в единый образ облеклись, в одном Онегине слились).
Какие чувства испытывает Татьяна в этот момент? (XVI ) (Чувства тоски и грусти).
О чём разговаривает Татьяна с няней? (ХVII ) (Няня рассказывает, как она венчалась.
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
Затем няня замечает, что Татьяна не слушает её. Что на это отвечает Татьяна? (XIX , XX ) ("Я не больна: Я... знаешь, няня... влюблена").
Следует учесть то, что письмо Татьяны – это перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке – это показатель высокой образованности, что типично для любого русского дворянина того времени.
Что происходит после того, как Татьяна написала письмо? (Запечатав письмо, Татьяна просит верную няню послать своего внука с письмом к Онегину. Прошёл день, другой, а ответа всё не было. Приезжает Ленский, но один).
Что чувствует Татьяна в этот момент? (XXXVIII ) («Душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор»).
Вдруг она слышит конский топот...Она бежит в сад и видит Евгения.
Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.
III . Подведение итогов.
Сегодня мы с вами проанализировали характеры Татьяны и Ольги, определили, чем они различны. Давайте вернёмся к значениям имён Ольги и Татьяны и ответим на вопрос, сходи ли характеры героинь со значением их имён.
IV . Домашнее задание.
V . Оценки.
Учитель-словесник: ________________________________
Методист: _________________________________________
Анализ урока литературы «Татьяны милый идеал…»
Урок литературы на тему «Татьяны милый идеал…». Тема соответствует тематическому плану. Этот урок – третий в изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Мною были поставлены следующие цели:
Образовательные:
произвести сопоставительный анализ образов Татьяны и Ольги;
Развивающие:
продолжить развитие образно-аналитического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать;
продолжить развитие умения работать с текстом, быстро ориентироваться в нем.
Воспитательные:
воспитывать любовь к искусству;
продолжить формирование нравственных ценностей.
Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности. При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся, индивидуальные способности каждого.
Тип урока: комбинированный (рассказ учителя о романе, анализ 2ой и 3ей глав, выразительное чтение отрывков).
В ходе урока применялись следующие методы обучения:
1. Словесный (слово учителя).
2. Репродуктивный (беседа по рассказу).
3. Наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации).
4. Частично – поисковый (нахождение ключевых слов в тексте).
5. Практический (чтение текста с остановками)
Урок проводился с учётом требований с позиций сбережения здоровья учащихся. Во-первых, не было перегруженности теоретического материала; во-вторых, виды учебной деятельности были разнообразны: слушание, письмо, чтение, ответы на вопросы; в-третьих, использовались различные методы: наглядный, словесный, метод комментированного чтения.
Классное помещение было подготовлено к уроку. В целях экономии времени на доске были записаны необходимые данные.
Урок включал следующие этапы:
1. Организационный момент (2 минуты);
2. Анализ глав, посвящённых Татьяне и Ольге (30 минут);
3. Комментированное чтение текста (10 минут);
4. Подведение итогов и определение домашнего задания (3 минуты).
Урок был начат с организационного момента. Помимо взаимного приветствия учителя и учащихся, была установлена готовность учеников к уроку, объявлена тема. Учащиеся записали в тетрадях число и тему урока «Татьяны милый идеал…».
Вторым этапом урока был анализ 2ой и 3ей глав романа «Евгений Онегин». Учащиеся отвечали на вопросы и в доказательство своих слов зачитывали отрывки из текста.
Для того чтобы понять, насколько хорошо учащиеся усвоили изученный материал, были подведены итоги урока.
В конце урока были выставлены оценки, некоторым учащимся даны рекомендации и определено домашнее задание.
Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.
Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.
Результативность урока хорошая.
Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.
Перегрузки детей не было.
Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
На мой взгляд, все этапы урока были успешно реализованы.
В ходе урока я стремилась строить свою речь грамотно, выразительно, вежливо. Урок был построен методически грамотно: наличие чёткой структуры, реализация каждого этапа соответствующими методами.
Требовательность и тактичность характеризовали отношение с детьми на уроке. Я стремилась относиться к ним добродушно, реагировала на каждый их вопрос. Учащиеся, в свою очередь, активно работали на уроке, отвечали на вопросы.
Считаю, что проведённый мною урок был эффективным: поставленные цели были достигнуты, все этапы реализованы, временные рамки соблюдены.
Основные трудности, с которыми я столкнулась на уроке, заключались в проблеме одновременной подачи материала и контролем над дисциплиной. Тех ребят, которые вели себя на уроке не лучшим образом, я пыталась увлечь работой, задавала дополнительные вопросы.
Если бы у меня была возможность повести этот урок вновь, то я бы дала опережающие задания по теме, для того, чтобы максимально задействовать учеников в работе.